Кадр из фильма «Одно целое» (2025)
Созависимость — зло или благо?
Тим (Дэйв Франко) и Милли (Элисон Бри) вместе 10 лет. Все у них вроде бы хорошо, они любят друг друга, но особого прогресса нет, как будто время остановилось. Что в карьере, что в личной жизни без изменений: Тим так и не стал известным музыкантом, Милли — обычная учительница. Свадьбы и не было. Не сказать, что кто-то из них тяготеет к переменам, однако оба решаются на переезд за город — возможно, так будет лучше.
Режиссер фильма Майкл Шенкс исследует тот период отношений, когда уже непонятно, любовь это или привычка. За что вы полюбили друг друга однажды? За что вы любите друга друга сегодня? Попытка ответить — выход из зоны комфорта и персонажей, и зрителей, который может привести к чему-то ужасному.
Страх неизвестности пугает даже больше потенциального разрыва — в конце концов, зачем расходиться, если все устраивает?
Пессимистичный взгляд на подобного рода отношения к финалу кардинально меняет настроение — темная сторона созависимости приводит к условному хеппи-энду. Так, воссоединение становится следствием выбора, а не принуждения. Сращивание тел подается как эволюция слияния душ. Наверное, поэтому «Одно целое» стало хитом американского кинофестиваля «Сандэнс», а на Rotten Tomatoes рейтинг фильма достиг 100%.
Идея, кстати, не нова — в 2023 году вышел фильм «Лучшая половина», тела персонажей которого тоже сливаются воедино. Главные роли в нем должны были сыграть как раз актеры из «Одного целого» — супруги Элисон Бри и Дэйв Франко. От предложения они отказались, но увидели в «Лучшей половине» потенциал и, возможно, использовали наработки создателей «Лучшей половины» в «Одном целом», где выступили продюсерами. Пару обвинили в плагиате — деструктивность пришла откуда не ждали.
Можно ли назвать ваши отношения с партнером созависимыми?
- 1/8
Желания партнера/партнерши важнее, чем ваши собственные?
Разумеется — ведь я хочу, чтобы он(а) был(а) счастлива
Некоторые — да, если они сильно не противоречат моим
По умолчанию — нет. Но иногда можно идти на уступки, чтобы сделать приятное друг другу
Кадр из фильма «Умри, моя любовь» (2025)
«Люби меня, люби»
А вот Линн Рэмси в разрушительной силе любви не сомневается. В своем новом фильме «Умри, моя любовь», показанном на 78-м Каннском кинофестивале, она предупреждает — после рождения ребенка жизнь не будет прежней.
Совсем недавно Грейс (Дженнифер Лоуренс) и Джексон (Роберт Паттинсон) упивались друг другом — глазом не успели моргнуть, как всеобъемлющее влечение исчезло под гнетом быта. Счастье было заявлено лишь в прологе — до того, как появился малыш.
Отныне женщина страдает от недостатка внимания, а мужчина пытается понять, что делать, когда всем в семье нужен уход (еще и собака появилась!)
Пока Джексон судорожно следит за младенцем, Грейс буквально лезет на стены — ее не устраивает, что теперь делить супруга нужно с новыми членами семьи. В попытке привлечь к своей персоне внимание она гуляет обнаженной по лесу, балуется с ножом, сдирает ногти, ползает на четвереньках, неистово орет… С каждым днем психоз крепчает — о любви уже речи не идет. Задача номер один — выжить.
Чем ближе к концу, тем дальше телесный трип уходит от страсти — вместо терзания плоти любимого, как было показано в начале, Грейс мучает себя. Джексон же становится фигурой вторичной — спрятаться бы от фурии, да куда? Незрелость обоих партнеров — вот что страшно по-настоящему. Неспособность поговорить — вот в чем причина всех бед.
И вместе больно, и друг без друга никак
Нежелание или невозможность определить деструктивные отношения были объектом изучения и Майвенн, которая препарировала в фильме «Мой король» собственную историю брака с Жан-Ивом Ле Фюром.
Как и в «Одном целом», в «Моем короле» зритель встречается с парой, пережившей 10 лет отношений, но существует с ней в реальном времени — от легкого увлечения до всепоглощающей страсти, от полного счастья до безумной ревности. Два часа сильнейших эмоций, призванных научить отличать великую любовь от тяжелой созависимости, высоко оценили в Каннах в 2015 году — номинацией на «Золотую пальмовую ветвь» и наградой за «Лучшую женскую роль» (Эмманюэль Берко).
В «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона — шесть номинаций на «Оскар-2018» и одна победа — все еще запутаннее
Непонятно, кто от кого зависит сильнее — модельер от своей музы или наоборот. Дело осложняется тем, что их связывают чувства — любовью их назвать сложно, а вот преданностью вполне. Другое дело, что безусловная преданность болезненна для обоих. Альма (Вики Крипс) — мучительница, Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) — жертва. Или все наоборот? Он желает ее контролировать. Она хочет, чтобы он подчинялся. Признание выражается через доминирование. Осталось лишь признать проблему.
Героиня Николь Кидман в «Плохой девочке» (кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале-2024) находит в себе силы и вырваться из созависимых отношений, и обнаружить корень несчастья, но прежде проходит все стадии принятия истинного я — без этого никак. Как и Грейс из «Умри, моя любовь», она зависима от своего сексуального партнера, однако проблему решает разговор.
Умение слышать, понимать и принимать друг друга — вот ключ к гармонии, вот как можно исцелиться. Вот чему на самом деле учит кино.
Кадры из фильма «Одно целое»
