Раньше женщине предписывалось хранить верность одному аромату как неотъемлемой части собственного стиля. Но постепенно духи стали атрибутом моды, сезонным украшением и частью актуального гардероба. Началась погоня за аромановинками, которых становилось все больше. Марки стремительно расширяли ассортимент. Времени на творчество у парфюмеров не оставалось. Они стали использовать готовые клише, не стеснялись плагиата и выпуска многочисленных версий существующих ароматов. Неудивительно, что в потоке шаблонно-синтетических парфюмов взгляды, а точнее, носы покупателей обратились в сторону некоммерческой парфюмерии. Тем более что творцы нишевых ароматов подчеркивали свою независимость от тенденций рынка, воспевали высокое аромаискусство и открыто говорили, что их творения не для всех. Все это тешило самолюбие покупателей, поощряя извечное желание выделиться из толпы и подчеркнуть свою уникальность. Даже «кусачая» цена пошла здесь на пользу. Срабатывала логика: хорошее дешевым не бывает. Посыл подействовал. Ниша вошла в моду и стала «оттягивать» клиентов у именитых марок. А вот этого они стерпеть не смогли.
Водить за нос
Чтобы не упустить покупателя, который согласен платить высокую цену за нечто концептуальное, редкое и таинственное, известные парфюмерные дома создали собственные нишевые линии. С продуманной философией, узнаваемым почерком, лучшими ингредиентами и высокой (разумеется!) ценой. Проще говоря, с полным набором элементов, которые позволят тщеславному клиенту почувствовать себя парфюмерным эстетом. Идея оказалась гениальной. Тем более что, в отличие от «доморощенных» нишевых брендов, парфюмерные дома обладают колоссальными возможностями. Начиная от внушительных лабораторий, оснащенных продвинутым оборудованием, и заканчивая закупкой сырья. Но главное, на них работают гении – элитарные парфюмеры с огромным опытом, талантом и багажом знаний. Такую роскошь, как собственный «нос», могут позволить себе лишь пять домов: Hermès, Guerlain, Dior, Cartier и Chanel. Остальные марки пользуются услугами парфюмерных концернов. Так что эксклюзивное обладание таким сокровищем грех не подчеркнуть. Стоит ли говорить, что и самим аромахудожникам идея свободы творчества без надзора маркетинга пришлась по душе.
Прикосновение бархата
Доменико Дольче и Стефано Габбана выпустили в 2012 году нишевую коллекцию из шести парфюмов – Velvet Collection. По замыслу дизайнеров, каждая композиция должна воссоздавать на коже ощущение прикосновения бархата – любимого материала творческого дуэта. Как водится у Dolce&Gabbana, все ароматы Velvet Collection возникают из пристрастий одного из дизайнеров. Так, ветивер – основная нота парфюмированной воды Velvet Vetiver – напоминает Доменико Дольче о детстве. «Мальчиком я использовал ветивер, чтобы почувствовать себя взрослым», – говорит он. А масло пачули, вокруг которого построен парфюм Velvet Patchouli, долгое время оставался визитной карточкой Стефано Габбана. В конце 2013 года коллекция пополнилась двумя экземплярами на основе удового дерева. Его насыщенный аромат такой же томный и чувственный, как модные коллекции Dolce&Gabbana. Ольга Мурадова
Hermès – по зову сердца
История создания премиальной аромасерии у каждой марки своя. Первым на этот шаг решился Дом Hermès. В 2004 году его парфюмер Жан-Клод Эллена выпустил четыре парфюма, которые, по признанию маэстро, были «задуманы в полной свободе, без внешнего давления, и стали результатом личных экспериментов». Несмотря на то что ароматы стоили баснословных по тем, да и по нынешним временам денег (200 евро), успех был грандиозным. Клиенты бутиков Hermès (а линия Hermessence продавалась только там) записывались в листы ожидания, как на легендарную сумку Birkin. Сейчас коллекция расширилась до 11 ароматов. Жан-Клод Эллена по-прежнему ограждает их от любой коммерциализации. Даже не позволяет тестировать на фокус-группах. Hermessence для него – абсолютно личная история, территория, вторгаться на которую нельзя никому. «Я получаю удовольствие от каждого из этих ароматов, раскладывая их на тончайшие оттенки, как истинный эпикуреец. В запахе пота чувствую кумин, в трюфеле – кожу, в розе – ревень, в ветивере – фундук, в амбре – мед, а в перце – бархат. Композиции Hermessence сложены из нюансов, которые невозможно передать словами. Каждая хранит и вызывает целую гамму эмоций», – говорит Жан-Клод Эллена.
Chanel – история во флаконах
Перед главным «носом» Chanel Жаком Польжем стояла иная задача: создать топ-линию ароматов и самовыражаться только в рамках истории великого Дома. В 2007 году на полках бутиков Chanel появилась парфюмерная коллекция с говорящим названием Les Exclusifs de Chanel. Ее костяк составили возрожденные ароматы, созданные при жизни самой Мадемуазель (№ 22, Bois des Iles, Gardénia, Cuir de Russie, Bel Respiro, La Pausa, 31 Rue Cambon, Eau de Cologne). Остальные запахи Жак Польж создал и продолжает создавать сам (сегодня их 16). Все его произведения, так или иначе, соприкасаются с историческим наследием, ценностями и символами времен Коко Шанель. Впрочем, обязательства перед Домом не мешают Жаку Польжу ваять истинные шедевры.
Dior – новое прочтение стиля
Третьим модным Домом, создавшим нишу элитных ароматов, стал Dior. Начало этому положили в 2004 году три одеколона: Cologne Blanche, Bois d’Argent и Eau Noire. Но полностью «оформить» идею смог пришедший на должность главного парфюмера Dior Франсуа Демаши. С его легкой руки в 2010 году появилась изящная коллекция La Collection Couturier Parfumeur из 9 ароматов (сегодня их 11). Критики не могли удержаться от язвительных сравнений с Les Exclusifs de Chanel. «Ничего общего! Ни в ароматах, ни в философии! – парировал Демаши. – Я сразу предупредил, что это будет мое личное творение. Никаких рамок, задач и реставраций древностей. Мне хотелось выразить в своих ароматах идеи Кристиана Диора, которые я почерпнул из его интервью и воспоминаний современников. Основу Les Exclusifs de Chanel составляют возрожденные духи, выпущенные при жизни самой Коко. Я же не был связан необходимостью нести историю в массы. Каждый запах – мое собственное видение стиля Dior». Один из ароматов коллекции Демаши когда-то придумал лично для себя: «Только он меня не раздражал». Но создавая La Collection Couturier Parfumeur, парфюмер решил включить в нее и свой Cologne Royale. Так он подчеркнул, насколько личной является вся коллекция. Мастер гордится тем, что в La Collection Couturier Parfumeur нет двух ароматов, которые даже отдаленно напоминают друг друга: «Как нет двух одинаковых кутюрных платьев Dior».
Французская смоковница
Еще в 1930 году Коко Шанель мечтала о древесном аромате, терпком и стойком, без намека на застенчивость и жеманство. И даже придумала для него флакон. Но Sycomore долгие годы так и оставался только наброском в архивах Дома. Пока за дело не взялся парфюмер Chanel Жак Польж. Он доработал композицию, сделав ее основой теплый и обволакивающий запах ветивера. О. М.
Cartier – с ювелирной тонкостью
Стремясь не отстать от главных домов моды, свое право на обладание парфюмерией для избранных заявили и именитые ювелирные бренды. Так, в Cartier парфюмер Матильда Лоран с 2006 года стала создавать индивидуальные ароматы под заказ частных клиентов. «Ювелиры Cartier способны реализовать любую арт-фантазию клиента. А я – каждый парфюмерный каприз. Могу даже воссоздать парфюмы, которые таятся в вашем бессознательном», – уверяет Матильда. Но помимо «индпошива» у Cartier с 2010 года существует и постоянно пополняющаяся нишевая гамма Les Heures («Часы»). Создавая эти ароматы, Матильда Лоран вдохновляется индивидуальными чертами каждого из 24 часов суток. Коллекция Les Heures de Cartier, состоящая пока из 13 флаконов, получила признание и была отмечена премией FiFi Awards.
Собранием роскошных ароматов (Collection Extraordinaire) обладает и ювелирный Дом Van Cleef&Arpels. А в этом году концептуальная линия появится у Bvlgari. Кстати, мало кто знает, но парфюмерная топ-гамма Giorgio Armani Privé была задумана Джорджо Армани вовсе не для близких друзей (такой вывод многие сделали из-за слова privé – «приватный, личный»), а в дополнение к ювелирной коллекции Giorgio Armani Privé Jewelry. Запущенная в 2004 году, большого успеха она, к сожалению, не снискала. В отличие от ароматов, которые стали культовыми.
Guerlain – на любой вкус
Самым широким выбором кутюрных ароматов обладает Guerlain: статус гуру мировой парфюмерии обязывает. В Maison Guerlain предлагают несколько серий изысканных парфюмов. Самая внушительная – L’Art et la Matière, ароматы которой строятся вокруг определенного ингредиента: гардении – Cruel Gardénia, ангелики – Angélique Noire, розы – Rose Barbare и так далее. Вторая линия – Les Elixirs Charnels, где каждый парфюм воспевает разные грани флирта. Gourmand Coquin посвящен наивной нимфетке, Floral Romantique – романтичной особе, а Oriental Brulant – роковой соблазнительнице. В ароматах третьей гаммы, Les Voyages Olfactifs, традиции французской парфюмерии переплетены с характером разных стран: России (Paris–Moscow), Америки (Paris–New York), Японии (Paris–Tokyo) и так далее. Помимо основных линий в Maison Guerlain есть также и стоящие отдельно ароматы и воссозданная классика.
Кстати, растиражированный демократичный запах La Petite Robe Noire был изначально создан для топ-сегмента Guerlain. А затем было решено запустить его в массы. Правда, от начальной версии сохранилось лишь название и очертания флакона. Композиция же самого аромата поменялась, став доступней. Это редкое исключение. Обычно ароматы, наоборот, попадают в высший парфюмерный свет из демократичного сегмента за выслугу лет или из-за ностальгии потребительниц. Именно так изначально задумывались нишевые линии Maison Lancôme и La Collection Yves Saint Laurent. В обе гаммы изначально вошли переизданные ароматы, которые когда-то были хитами. А потом они пополнились новинками. В Lancôme появился актуальный в последние годы удовый парфюм L’Autre Oud. А в Yves Saint Laurent – восточное трио Oriental Collection. Судя по всему, ностальгия приносит не так много прибыли, как нишевые шедевры для узкого круга.
Узнать больше
25 января в Санкт-Петербурге открылся бутик нишевой парфюмерии Rivoli Perfumery с невероятно широким выбором редких ароматов. Особое место в нем занимает продукция Guerlain: здесь можно найти ароматы, которые до этого были представлены исключительно на Елисейских полях, а также посетить первую в мире VIP-кабину красоты этой легендарной французской марки.
Адрес: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 2.