От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино
Фото
Кадр из фильма Дмитрия Давыдова «Молодость»

В российских кинотеатрах — премьера «Молодости» («Эдэр Саас») якутского режиссера Дмитрия Давыдова. Пару лет назад бывший сельский учитель победил на «Кинотавре» с картиной «Пугало», снятой за 11 дней с бюджетом 1,5 млн рублей, а теперь все смелее заигрывает с фантасмагорией и абсурдизмом, погружая зрителей в странную реальность деревушки на краю тундры.

Из города в деревню возвращается потрепанный жизнью Василий. Зрителю ничего не говорится о том, почему он так долго не навещал родных, которые уже все в могилах, что делал все это время и для чего решил вернуться. В селе он надеется обжиться — устраивается кочегаром, приводит в порядок ветхий дом и захаживает к однокласснице. Но деревня, застывшая при температуре -56, не горит желанием принимать заблудшего сына в свое лоно. 

Если проанализировать работы Давыдова в хронологическом порядке — от «Костра на ветру» (победитель кинофестиваля в Торонто ImagineNative) до «Пугала» (победитель «Кинотавра» 2020) и «Молодости», очевидно, что режиссер движется от сурового реализма и минимализма, цельной и безыскусной драмы, понятной и аутентичной, к более сложному повествованию, насыщенному отсылками, символами и намеками.

От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино
Фото
Кадр из фильма Дмитрия Давыдова «Молодость»

Вспомним его дебютный фильм «Костер на ветру» о конфликте двух старожилов якутской деревни из-за того, что сын одного по пьяной случайности убил сына другого. Идейное содержание отсылает нас разве что к «Матрениному двору» Солженицына с его формулой «не стоит село без праведника». 

В качестве такового здесь — суровый старик с колоритной белой бородкой, который молится перед закопченной православной иконой, мастерит шкатулки и заботится о мальчишке, стреляющем у магазина сигареты, пока мать спит где-то в пьяном угаре. Старик полон решимости замолить грехи сына, и кажется, что он единственный в этой медленно спивающейся деревушке все еще архаично стоит за честь и совесть. 

В 2022 году такая безыскусная социальная драма кажется простой, наивной и даже примитивной, но вместе с тем — свежей, цельной и настоящей, безо всяких этих ваших постпостмодернистских экивоков и оммажей. Кстати говоря, какое-то время эту цельность и монолитность картин Республики Саха, которые рождаются как будто бы в культурном вакууме, даже называли отличительной чертой якутского кинематографа.

Точно так же смотрится и «Царь-птица» Эдуарда Новикова, победитель 40-го Московского международного кинофестиваля. Это камерная притча о двух стариках, рядом с домом которых поселяется огромный орел — его они упорно пытаются задобрить жертвоприношениями. Повествование — спокойное и размеренное, лишенное остросюжетных взлетов и падений, и лишь краем уха мы слышим, что на дворе 1930-е, комсомол, атеизм и права женщин.

От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино
Фото
Кадр из фильма Эдуарда Новикова «Царь-птица»

Но здесь — народ, что «ниже травы и тише воды», в вечной зиме молится духам огня, подкармливая их хлебом. Здесь — нутряное, глубинное и вневременное, из которого новая власть хочет свалять чучело и сдать в музей, ведь она не верит ни в бога, ни в черта, «только черту все равно, верят ли в него», как грустно замечает главная героиня. 

Впрочем, «Пугало» Давыдова по языку и настроению уже совершенно другое. Это история знахарки, которую сыграла потрясающая в своей бешеной энергетике Валентина Романова — Ческыырай. Она не спеша идет по улицам в разноцветных валенках, дети и дворники забрасывают ее снегом и кричат в спину оскорбления, в магазине — не продают хлеба. Вместе с тем у шаманки-изгоя нет отбоя от пациентов, ведь она лечит все, от пулевого в животе до заикания и импотенции. 

Обращаясь к якутской мистике, режиссер будто взрезает реальность, выпуская из-под подкладки иррациональное, стихийное и чувственное. Некоторые сцены вгоняют в дрожь. Знахарка раздевается по пояс, с разметавшимися по плечам черными волосами забирается на женщину — та лежит на спине с простреленным животом. С жадным сладострастием присасывается к ранам — смотреть на это отвратительно, жутко и неприлично одновременно, но ты не можешь оторвать взгляд.

Затем — все так же отвратительно, жутко и неприлично — в несколько минут осушает бутылку водки, изгоняя из себя все злое и темное и злое, и танцует. И нет ничего страшнее, чем этот белогорячечный силуэт на фоне задернутых штор…

От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино
Фото
Кадр из фильма Дмитрия Давыдова «Пугало»

В этих местах люди будто все еще слиты с окружающим пейзажем — всегда простым, бескрайним и лишенным красок. Плоть от плоти этой тундры знахарка, черные волосы делают ее ужасной и прекрасной одновременно, обрамляя испитое и разбитое лицо. Седой старик, устало бредущий по закатному лесу в поисках жеребенка. Мальчик, мучающий деревянную кырыымпу на завалинке. 

Тот же эффект слияния с природой мы видим в «Молодости», когда Василий, уставший от собственной неприкаянности и отчужденности земляков, пьяный и голый врывается в зимний лес. Безупречная операторская работа: в какой-то момент кажется, что ты и сам пьян в стельку и кружишься под этими смертельно белыми верхушками все быстрее, и лес ввинчивается тебе в зрачки. 

Место действия в фильмах Давыдова не меняется — это всегда маленькая якутская деревушка, бедность, граничащая с нищетой, крашеные «стенки» в зале и выключатели, к которым сверху жалобно тянутся провода. Удивительно — но нет ощущения «хтони» и безысходности русской глубинки, которыми веет, например, от картин Звягинцева. По звучанию это, скорее, Балабанов (именно его вспоминаешь, когда главный герой закидывает дрова в печку). Скорее, это вечно ироничный Сигарев — слишком уж весело, сюрреалистично и отчаянно тут показано одиночество человека, который взялся из ниоткуда, у которого нет никого и ничего. 

Сложно избавиться от ощущения, что в замерзшей якутской деревне течет какая-то совершенно параллельная жизнь. В «Молодости» режиссер демонстрирует это с помощью статичной камеры, подглядывающей за окнами сельских домов, всегда освещенными каким-то инфернальным светом. Тут местные кумушки распивают чай, тут — показывают незамысловатые фокусы с бутылками водки, тут — неистово танцуют (кстати, картина вообще получилась очень музыкальной, пляшут все, включая молоденькую продавщицу магазина «Колос», которая впадает в экстаз под композиции якутской панк-рок группы «Хардыы»).

От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино
Фото
Кадр из фильма Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится»

Стоит признать — с авторским кино у якутских режиссеров все в порядке. Местами это «тру» арт-хаус, местами — крепкая социальная драма. А если хочется чего-то более понятного, легкого и «попсового» — всегда можно посмотреть триллер-хоррор о злых духах «Иччи» Костаса Марсаана или трогательную комедию «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой (приз жюри NETPAC за лучший азиатский фильм) о видеоблогере, которого дядя попросил месяц пожить на песцовой ферме на Крайнем Севере. 

В общем, на любой вкус и жанр — кажется, за импортозамещение голливудского кино якуты взялись давно и успешно. Не лишаясь, впрочем, самоиронии. Так, в «Молодости» персонажи смотрят по телевизору черно-белого «Графа Дракулу» с якутами в главной роли — поистине безумные кадры перемежаются рекламой магазина париков у Дмитрия на Ленина, 25 и подснежниковой настойки, приобрести которую можно по тому же адресу…

10 якутских фильмов, которые не оставят вас равнодушными

  1. «Нет бога, кроме меня», драма (Дмитрий Давыдов, 2019)

  2. «Мой убийца», триллер-хоррор (Костас Марсан, 2016)

  3. «Белый день», драма-триллер (Михаил Лукачевский, 2013)

  4. «Бог Дьёсёгёй», документальный (Сергей Потапов, 2015)

  5. «Наша зима», мелодрама, драма (Степан Бурнашев, 2022)

  6. «Черный снег», драма-триллер (Степан Бурнашев, 2020)

  7. «Тыгын Дархан», исторический (Никита Аржаков, 2020)

  8. «Ага», драма (Милко Лазаров, 2018)

  9. «Его дочь», игровой (Татьяна Эверстова, 2016)

  10. «Любовь моя», хоррор (Сергей Потапов, 2004)