Ольга Сульчинская
Редактор Psychologies.
alt

«Если человек разговаривает, значит, у него есть голос. Если слышит, у него есть слух. А если есть голос и слух, значит, он может петь!» – не устает повторять Лия Обшадко, руководитель «Маленькой капеллы». В этом камерном хоре поют женщины и мужчины разных профессий и возрастов. Наше тело, уверена она, живой музыкальный инструмент. Его нужно лишь правильно настроить. Узнать свою ноту. Хормейстер помогает каждому хористу найти его основной тон. Выдохнем и продлим звук: это похоже на вздох облегчения, когда с плеч снят наконец тяжкий груз. «Погудите, – предлагает она, – почувствуйте, как резонирует каждая клеточка. Это нота вашей органики. Она целебна. Если чтото болит, позвучите, мысленно направляя звук к больному месту, и станет легче». Этот звук снимает мышечные зажимы, освобождает от напряжения.

Слышать себя и других. «Хор – модель идеального человеческого сообщества, – считает Лия Обшадко. – В нем каждое «Я» слышит других и присоединяется к ним, при этом не теряя себя». Потребность в музыкальном общении знакома многим из нас. Мы поем во время застолий, в походах, просто собираясь вместе. «Но красивым пение получается, лишь когда мы отказываемся от соревновательности, не стараемся перепеть других, – комментирует психолог Светлана Максимова. – Современное общество поощряет конкуренцию. Но нам необходимы и другие навыки. Пение в хоре учит настраиваться друг на друга. Свой голос мы воспринимаем не ушами, а всем телом. Согласуя его звучание с другими, мы получаем необыкновенный опыт: физически переживаем согласие и испытываем удовольствие от этого». Почувствовать музыку изнутри. Светлана Максимова поет в «Маленькой капелле» уже семь лет: «Вечер пятницы. Репетиция. Кажется, сил уже нет совсем. А начнешь петь – и звук, словно родниковая вода, промывает изнутри. Это особое ощущение, когда музыка звучит не откуда-то со сцены, а вокруг и внутри тебя!» В репертуаре хора Бах, Моцарт, Рахманинов. «Одна я не смогла бы исполнить эти вещи на том уровне, который соответствует их сложности и красоте, – продолжает психолог. – Но как часть хора я – соавтор исполнения и причастна к творениям великих композиторов». Лия Обшадко добавляет: «В голосе воплощается душа. Раскрывая свой голос, мы раскрываем свою личность, становимся ближе к самой сути своего бытия».

Узнать больше

  • «Маленькая Сappella» www.smallcapella.ru
  • «Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика» Владимир Живов Владос, 2003.

Посмотреть

www.youtube.com

Наберите Chorus Niagara и посмотрите уникальную запись флэшмоба этого хора. 80 его участников в полдень 13 ноября 2010 года в ресторанном дворике торгового центра канадского города Уэлланд внезапно исполнили хор «Аллилуйя» из оратории Генделя «Мессия». Этот ролик уже порадовал 31 млн человек.