Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021-2025)
Как «Игра в кальмара» стала хитом
На Netflix завершился третий сезон южнокорейского сериала «Игра в кальмара» — одного из самых популярных проектов стриминга за последние несколько лет. Он стартовал в 2021 году: ее героями стали люди, по разным причинам оказавшиеся на грани нищеты. Вместе им предстоит проходить смертельные испытания — чем меньше участников остается, тем больше становится сумма выигрыша, которая делится на всех победителей.
На протяжении первого и последующих сезонов зрители узнают о героях все больше подробностей, а именно — как именно те попали в игру и что их подтолкнуло рискнуть своей жизнью ради денег: кто-то ищет средства на лечение, кто-то — чтобы помочь семье и близким, кто-то — попросту из алчного желания стать богаче.
Испытания, в свою очередь, с каждым разом становятся изощреннее и непредсказуемее, а избежать гибели или необходимости убивать других все сложнее
С 2021 года сериал стала культурным феноменом десятилетия: его посмотрели более 200 миллионов зрителей, образы персонажей сериала использовались в качестве костюмов на Хэллоуин, а игры, будь то вырезание узоров на сладостях или увлечение йо-йо, стали основой для шуток и мемов. Но какова психологическая ценность сериала — и чему нас учит его финал?
Смогли бы вы выиграть в «Игре в кальмара»?
- 1/10
- В какую игру вы играли лучше всего в детстве?
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021-2025)

Доктор философии в области психологии (PhD), бизнес-психолог, автор теории неосознанных алгоритмов (ТНА)
Почему зрителям так понравился сериал
«Игра в кальмара» — это пронзительная история о людях, оказавшихся в игре на выживание ради денег. Она не только затронула зрителей по всему миру, но и вызвала эмоции — от ужаса до сострадания, от гнева до катарсиса. Но почему именно этот сюжет стал настолько популярным? И почему финал сериала кажется не завершением, а началом чего-то большего?
С точки зрения психологии «Игра в кальмара» — это не про насилие. Это про человека, брошенного в экстремальные обстоятельства. Про выбор — и его отсутствие. Про внутреннюю трансформацию и травму, которая становится двигателем выживания.
Сериал попал в точку коллективной усталости. Постпандемийный мир, экономическая турбулентность, рост социальной тревожности, ощущение «бесполезной гонки» — все это сформировало контекст, в котором сериал зазвучал в особенности красочно.
Мы смотрим на участников, попавших в замкнутую систему, и узнаем в этом свою реальность: работу, кредиты, конкурентную среду, давление, в котором нельзя позволить себе слабость
С психологической точки зрения зритель получает эффект катарсиса: через безопасное наблюдение за чужим страданием мы проживаем свои подавленные эмоции. В ситуации, где невозможно выразить протест в реальности, сериал становится метафорой бессознательного бунта против несправедливого мира.
Кроме того, сериал активирует архетипические страхи — одиночество, унижение, смерть, и одновременно базовые потребности: быть нужным, быть спасенным, принадлежать. Он балансирует на грани — между инстинктом выживания и нравственным выбором. И именно эта двойственность делает его глубоко психологичным.
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021-2025)
Какой путь проходит главный герой
Главный герой — не герой в традиционном смысле. Он — человек, у которого «ничего не вышло»: проигравший, должник, слабый отец. На первых этапах мы видим у него выраженные черты инфантильной личности: перекладывание ответственности, бегство от решений, избегающее поведение.
Однако он проходит самую заметную психологическую трансформацию. Через череду травматических событий он постепенно выходит из состояния жертвы. Он начинает выбирать — и не ради выгоды, а ради других. В финальной игре он отказывается побеждать любой ценой. Это уже не выживальщик, а человек, обретший способность к эмпатии и действию.
С точки зрения психологии Ги Хун проходит путь не только внутреннего взросления, но и отработки неосознанных алгоритмов поведения, заложенных психикой в условиях стресса. Этот процесс соответствует ключевым положениям Теории неосознанных алгоритмов (ТНА) — модели, объясняющей, как автоматические ментальные сценарии запускаются в экстремальных обстоятельствах, но могут быть пересмотрены и трансформированы через личный выбор и осознание. Именно этот внутренний переход и становится регенерацией личности.
Ги Хун проходит путь реинтеграции — возвращения к себе настоящему, очищенному от иллюзий и защитных реакций
Это путь от страха к свободе, от зависимости — к субъектности. Он осознает, что выжить — не значит победить. И именно поэтому не тратит выигрыш. Он не хочет «купить» новую жизнь — он хочет понять, почему старая была разрушена.
Возвращение Ги Хуна в третий сезон — кульминация сериала. Он уже не игрок и не жертва. Его мотивация — не выиграть, а уничтожить эту систему. Но он оказывается в ситуации, где снова нужно выбирать между собой и другим. Кульминацией становится сцена, в которой он жертвует собой ради ребенка — символа уязвимости и будущего, которое еще не испорчено правилами игры.
Это один из важнейших психологических моментов сезона. Жертва Ги Хуна — не акт героизма, а акт освобождения. Он перестает действовать по логике «победа/поражение» и выходит из бинарной структуры игры. Это подтверждает, что настоящая свобода — не в разрушении внешней системы, а в том, чтобы отказаться от ее правил внутри себя. Это и есть разрыв с бессознательными алгоритмами поведения: человек не может по-настоящему выйти из ловушки, пока продолжает мыслить ее категориями.
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021-2025)
В чем смысл сериала «Игра в кальмара»
Финал первого сезона часто интерпретируют как задел на второй сезон. Но в психологическом смысле — это не зачин, а точка озарения, последствия которой мы видим во втором и третьем сезонах. После всех событий герой остается не просто жив — он проснувшийся. Он больше не участвует в игре — он задает вопрос: почему игра существует вообще?
Символично, что он красит волосы в красный цвет — маркер гнева, силы, вызова. Это знак внутреннего перехода. Он отказывается быть «победителем» по правилам старой системы. И направляется не в Лос-Анджелес, как планировал, а обратно — в суть, в травму, в попытку изменить реальность.
Удалось ли ему изменить ее — вопрос сложный, но очевидно, что герой изменился сам и оказался готов жертвовать собой ради других — иными словами, идти на шаг, на который он не пошел бы в самом начале сериала
Психологически главный герой «Игры в кальмара» переживает на наших глазах момент вторичного взросления — когда человек перестает искать внешнюю опору и становится этой опорой сам. Это очень точное отражение кризиса, который переживают многие: сначала мы стремимся «вырваться» — потом понимаем, что бежать некуда, пока не изменим свои паттерны взаимодействия с миром.
Визуально и нарративно третий сезон обыгрывает мотив цикличности: лабиринты, зеркала, лестницы без выхода. Все это — архитектура повторяющейся травмы. Но финал дает возможность прервать цикл: Ги Хун выбирает не контроль, не победу, не отмщение, а заботу, человечность, жертву ради другого. Этот выбор не просто этичен, он психологически целителен. Он завершает сценарий, в котором побеждает сильнейший, и предлагает новую парадигму: победа — это возможность сохранить в себе человека.
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021-2025)
Какой психологический смысл игр в сериале
Каждое испытание в сериале — не просто игра, а метафора психологического конфликта. Посмотрим на несколько самых популярных.
«Красный свет — зеленый свет» — тест на контроль импульсов и адаптацию к внешним требованиям. Кто не умеет останавливаться — умирает. Буквально.
Игра с конфетами — об условной любви и перфекционизме. Ты должен «вылезать из кожи», чтобы угодить. Ошибка — недопустима.
Прыжки по стеклу — о доверии миру и интуиции. Люди погибают, пытаясь «выбрать правильное стекло», как мы в жизни — правильную работу, партнера, путь.
Голосование за продолжение игры — о подмене свободы. Есть иллюзия выбора, но правила уже прописаны.
Сериал мастерски использует простые механики как отражение сложных психологических систем. Мы не просто наблюдаем, а бессознательно тестируем себя: как бы я повел себя на его месте? Отказался бы? Убил бы? Спас?
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021-2025)
Чему учит сериал
Это сериал о том, что с нами уже происходит. О том, как легко оказаться в ловушке — не физически, а психологически. В ловушке кредитов, ожиданий, чужих сценариев. «Игра в кальмара» не про жестокость. Это про человека, которого сломала система, и про тот момент, когда он решает, что больше не будет ее частью. Это метафора мира, где уязвимость — слабость, а сострадание — роскошь.
И одновременно это напоминание, что даже в самых жестких и жестоких условиях мы можем выбрать быть человеком
Если вы смотрели сериал и чувствовали смесь ужаса, вины, сострадания и бессилия, вы не одиноки. Это и есть работа психики: резонировать, защищаться, учиться. Но главный урок — даже в мире, где все кажется игрой на выбывание, мы сохраняем право выйти из игры, роли и шаблонов.
А вы уже посмотрели третий сезон сериала «Игра в кальмара»?
- Да, я в восторге!%
- Да, но ожидал(а) другого%
- Нет, но собираюсь в ближайшее время%
- Нет, и вряд ли буду%