Этикет для современной женщины: как вести себя в XXI веке

Этикет вчера, сегодня, завтра

Отношения между нами строятся по определенным неписаным правилам, особенно если речь идет о деловом общении. Такие нормы называют этикетом.

То, как мы ведем себя в обществе, зависит от разных факторов: от ситуации, времени суток, национальных особенностей, от статуса собеседника.

Безусловно, существуют базовые правила, которые никогда не потеряют свою актуальность. Но все же сегодня нормы этикета изменились.

Мы стали гораздо мобильнее и активнее: больше путешествуем, работаем в режиме многозадачности. Женщины чаще занимают руководящие позиции. В деловом этикете, в отличие от светского, нет гендерных различий. Здесь правила поведения строятся в зависимости от должности, которую человек занимает, или статуса компании, в которой работает.

В светском обществе к женщинам и пожилым людям раньше относились покровительственно: подавали пальто, открывали дверь. Конечно, в некоторых ситуациях эти правила до сих пор актуальны. Но если мы говорим о деловом этикете, то ждать, что вам уступят хорошее место на совещании только потому, что вы женщина, все же не стоит. Хотя мужчины-соотечественники в этих случаях нередко проявляют галантность и заботу.

Женщинам в общественной деятельности и сфере бизнеса до сих пор приходится намного сложнее, чем мужчинам. Вполне логично, что у многих бизнес-леди возникает вопрос: как, с одной стороны, чувствовать и транслировать женственность, а с другой — быть профессионалом, следовать субординации и не требовать к себе какого-то сверхъестественного отношения?

Правила хорошего тона в России и в мире

У каждого народа есть национальные особенности, поэтому правила поведения в обществе различаются. В США борьба женщин за свои права привела к тому, что американка может даже подать в суд на мужчину, который, по ее мнению, поведет себя неправильно по отношению к ней.

В Северной Европе ситуация схожая. А вот во Франции и Италии, например, мужчины намного чаще открыто ухаживают за женщинами.

В зарубежной компании у русского человека может вызвать недоумение, если женщину не пропустят вперед или не откроют перед ней дверь. На самом деле иностранцы не хотят никого обидеть — это местная культурная особенность. Они четко разграничивают, где заканчивается профессиональное и начинается личное.

Этикет для современной женщины: как вести себя в XXI веке

5 базовых правил для женщин-лидеров

  1. Выглядеть соответственно месту. Соблюдать требования дресс-кода нужно в первую очередь для того, чтобы вас воспринимали как профессионала. Внешность должна соответствовать той должности, которую вы занимаете или хотите занять.
  2. Быть готовыми брать на себя лидерские функции. Женщины-руководители зачастую очень робкие. Не нужно ждать, пока кто-то проявит инициативу. Покажите, что вы — человек, занимающий вышестоящую позицию в группе, и именно вы задаете тон переговорам.
  3. Помнить про принцип «монастыря»: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Собирайте максимальное количество информации о партнерах, месте: что принято и не принято делать.
  4. Понимать не только куда идете, но и к кому. При взаимодействии с деловыми партнерами необходимо учитывать их особенности. Сейчас многое можно узнать из соцсетей (миссию компании, хобби, религиозные взгляды). Намного проще выстроить диалог, когда знаешь, какие темы можно поднимать, а какие — нет.
  5. Относиться к другому человеку с уважением и пониманием, не унижать его достоинство. Мнения могут различаться. Переход на личности никогда не приведет к компромиссным решениям. Можно не соглашаться, критиковать, тактично отстаивать свою точку зрения, но делать это так, чтобы не задеть чувства партнера.
Светлана Грохотова

Об эксперте

Светлана Грохотова — спикер программы «Женщины-лидеры» Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия — страна возможностей», эксперт по этикету и межкультурным коммуникациям.