Психолог назвал шесть причин мегапопулярности игры Wordle
Фото
Getty Images

На днях газета The New York Times приобрела ставшую вирусной на просторах Интернета игру Wordle. В свою очередь ее создатель, британец Джош Уордл, получил за свое детище гонорар и стал миллионером — точная сумма не разглашается, но известно, что это была некая семизначная цифра.

Суть игры Wordle, которую автор назвал в свою честь, проста: у вас есть всего шесть попыток, чтобы угадать слово из пяти букв. Черным квадратом помечается буква, которую вы угадали неверно. Желтым — буква, которая в слове есть, но на другом месте. Зеленым — точно угаданная вами буква.

Загаданное слово меняется каждый день, и оно едино для всего мира

Эта созданная осенью 2021-го головоломка стала хитом — и к январю 2022 года интернет оказался завален цветными квадратиками, а в Твиттере можно наткнуться на обсуждения нового «слова дня» всемирного масштаба.

Например, когда было загадано слово knoll (редко используемое, со значением «холм»), многие англоязычные пользователи признавались, что встречали его один-единственный раз в контексте убийства Джона Кеннеди и странной фигуры, которая якобы стоит поодаль на травянистом холме.

Конечно, не обошлось без аналогов и пародий. Сегодня мы можем встретить Wordle на разных языках мира, в том числе на на русском

И даже наткнуться на некоторые шуточные версии. Например, Wordle с зашифрованными уравнениями. Wordle, подбирающий слово так, чтобы вам было максимально сложно его угадать. Или Wordle, в котором нужно угадать не целое слово, а одну букву. И даже Wordle с английскими 4-буквенными ругательствами. Так что если вы хотите расширить свой «разговорный» английский, то вам должна понравится и эта версия.

Почему же Wordle добился такого глобального успеха?

Психолог Мэтт Болдуин объяснил феномен игры и указал на несколько психологических концепций, которые разъясняют наше увлечение столь простой, похожей на «Поле чудес» забавой.

1. Wordle дарит момент «Ага!», даже если вы проигрываете

Момент в конце головоломки, когда мы узнаем ответ, насыщает нас очень приятными эмоциями. Даже если мы не отгадали слово самостоятельно, это ощущение «Точно!» или «Ну, конечно!» очень цепляет. По словам Болдуина, это чувство — то, что мы ищем не только в играх, но и когда пытаемся решить проблему на работе или во взаимоотношениях с людьми.

2. Игра отвлекает от постоянного потока тревожных новостей

Wordle предлагает идеальный способ создать то, что психологи называют «потоком»: приятное погружение во что-либо, когда мы занимаемся деятельностью с правильным сочетанием смысла и сложности. Создается ощущение, что ты тренируешь свой мозг, а не просто бессмысленно складываешь какие-то квадратики на экране. Все это отвлекает нас от тревожных мыслей и новостей.

3. Приятно поделиться результатами

Случалось вам быть поклонником, например, какой-нибудь музыкальной группы, о которой, казалось, никто больше не знал, а потом вы встретили человека, кто тоже любит именно эту группу? В этом суть теории разделяемой реальности — наши субъективные предпочтения кажутся нам обоснованными, когда кто-то другой их разделяет. Благодаря функции обмена результатами Wordle обеспечивает именно такой опыт.

«Нам нравится настраивать наши внутренние состояния на внутренние состояния других людей, — говорит Болдуин. — Я могу думать, что Wordle — это весело. Но когда я вижу, что все остальные в Твиттере думают, что это весело, это становится объективным фактом», — добавляет он.

4. Wordle устойчив к перееданию: дефицит повышает интерес

Интересной особенностью игры является то, что мы можем отгадать лишь одно слово в сутки. По словам Болдуина, это отчасти сделано для того, чтобы игра не стала «слишком обыденной». Редкость момента делает игру еще более интересной.

5. Игра удовлетворяет наше стремление соответствовать окружению 

Если зайти в «Твиттер» или «Фейсбук» (запрещенная в России экстремистская организация), то можно встретить посты в стиле: «Да, я тоже сдался и начал играть в Wordle».

Концепция внутригрупповой идентичности помогает нам сблизиться с другими людьми

«Нормы дают нам возможность настраивать наши взгляды, убеждения на позиции других людей в нашей группе. Это помогает нам объединиться и помогает сформировать коллективную идентичность», — говорит он.

Публикация результатов Wordle на своей страничке в социальных сетях — это способ сказать: «Посмотрите на меня, я тоже играю в Wordle, как и все остальные». И это заставляет чувствовать себя членом конкретной группы.

6. Игра позволяет продемонстрировать свою сообразительность социально приемлемым способом

Если вы делитесь своими результатами игры в Wordle, это также демонстрирует ваши навыки, что дает возможность для социального сравнения. «Сравнение может нанести ущерб самооценке, если вы всегда сравниваете себя с людьми, которые недосягаемы, — сказал он. — Но я могу кое-что узнать о себе по тому, как я играю на фоне других». 

Вывод

Мировой интернет так сильно полюбил Wordle, потому что наш мозг запрограммирован любить его. Эта игра — намного больше, чем просто «угадайка» для слов из пяти букв. «Общий разделяемый опыт придает жизни смысл, — говорит Болдуин. — Он помогает нам ориентироваться в том, что есть хорошо, что имеет смысл».

Текст: Татьяна Засыпкина