Кадр из фильма «Злая: Часть 2» | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Злая: Часть 2»

Фото

«Кинопоиск»

Осенью 2025 года в мировой и даже российский (неофициальный) прокат вышел мюзикл «Злая: Часть 2», ставший продолжением одноименного мюзикла, который вышел в прошлом году и моментально стал культовым с точки зрения поп-культуры. Главные роли во второй части «Злой» вновь исполнили Ариана Гранде, Синтия Эриво и Джонатан Бейли, которые под зажигательные песни продолжают рассказывать историю о противостоянии доброй и злой волшебниц, Эльфабы и Глинды, в стране Оз.

Первая часть «Злой» при бюджете в 150 миллионов долларов собрала почти миллиард  — и ожидается, что такой же успех ждет и продолжение. И пока соцсети гудят о своих впечатлениях от просмотра и спорят, заслуживает ли злая Эльфаба сочувствия, Psychologies решил разобраться, о чем именно рассказывают обе части «Злой» и что сделало их популярными.

«Сказочная форма становится способом говорить о реальных проблемах»

Элина Сидоренко

Психолог-консультант, ACT-терапевт, нарративный практик, специалист Школы психологических профессий «Психодемия»

Дилогия «Злая» — тот самый случай, когда зритель получает не только визуально впечатляющий мюзикл с выдающимися голосами и музыкальными номерами, но и сюжет, поднимающий вопросы, выходящие далеко за пределы жанра: принятия инаковости, формирования идентичности и возможности переписать свою историю.

Этим «Злая» и привлекает зрителей: она предлагает встретиться не только с волшебным миром, но и с глубокими человеческими переживаниями, выходящими за рамки сказочного сюжета.

Инаковость как точка начала истории

С первых сцен становится ясно, что для Эльфабы ее уникальность — не источник силы, а повод для стигматизации. Цвет кожи отталкивает сверстников, пугает родителей и вызывает настороженность у слуг. Это выглядит почти парадоксально: в мире, где существование магии считается нормой, зеленый оттенок кожи вдруг становится нарушением порядка. Но для нас как зрителей эта метафора попадает в точку, ведь боль и опыт Эльфабы знакомы многим.

При таком отношении и отвержении в раннем возрасте маленькая Эльфаба могла бы озлобиться и отвернуться от мира. Однако ей удается сохранить способность к доброте, веру в справедливость и внимательное отношение к тем, кто дорог. Эта внутренняя устойчивость показывает: ее характер формируется не только под давлением внешнего контекста, но и благодаря ценностям, которые в будущем выступят противовесом навязанной роли «злой ведьмы».

1/6

Кадр из фильма «Злая: Часть 2»

Фото:

«Кинопоиск»

Популярность как другая форма давления

На другой стороне повествования находится Глинда — девушка без выдающихся магических способностей, что не мешает ей быть любимой, признанной и постоянно находиться в центре внимания. Однако ее популярность вовсе не делает ее счастливой. Со временем становится ясно, что она живет в мире, который диктует, какой она должна быть. Оказавшись в постоянном поле ожиданий, Глинда вынуждена балансировать между внутренними желаниями и внешними требованиями.

Характерный эпизод — празднование ее дня рождения в детстве. Глинда получает в подарок волшебную палочку и искренне хочет проявить себя и совершить чудо. Когда попытка оказывается неудачной, ее утешают словами: «Это не важно, главное — что тебя все любят». На первый взгляд это поддержка, но на деле — мягкое указание на то, что ее ценность определяется не самореализацией, а соответствием роли «идеальной» и всеми обожаемой девочки.

Как дружба меняет обеих героинь

Если у Эльфабы уже в первом фильме есть четко обозначенные ценности — вера в справедливость, неприятие лжи и готовность защищать тех, кто уязвим, то у Глинды система ценностей формируется постепенно, на протяжении обеих частей дилогии. Глинда проходит путь от внешне беззаботной и всеми обожаемой девушки к человеку, который начинает отстаивать собственные убеждения, зная их цену. Именно эта динамика делает ее образ интересным и впоследствии позволяет зрителям увидеть становление той самой Доброй Глинды из финала.

Особую роль в этом процессе играет их дружба с Эльфабой (как отмечает сама Глинда во втором фильме, друзей у нее много, но настоящий друг лишь один). Их дружба строится на контрасте характеров и жизненных позиций. И именно благодаря этому контрасту обе героини меняют представление друг друга о возможном. Эльфаба помогает увидеть Глинде то, каким является Оз и озианцы, а Глинда в свою очередь показывает Эльфабе, что рядом могут быть люди, которые принимают ее такой, какая она есть.

Конфликт из-за Фиеро становится испытанием их дружбы: они переживают ревность, обиду, разочарование и потерю, но в конечном итоге эти чувства не разрушают их связь. Напротив, сохранение дружбы после подобных потрясений указывает на глубину и зрелость этой связи.

Правда, которую не хотят слышать

Одной из центральных тем дилогии становится невозможность донести правду тем, кто не готов ее принимать. На протяжении двух фильмов Эльфаба борется за тех, чьи голоса в Оз оказываются заглушены, — говорящих животных, превращенных в объекты экспериментов и лишенных свободы. Однако чем дальше развивается история, тем яснее становится: препятствием для ее стремлений является не отдельный злодей-Волшебник, а нежелание общества слушать.

Озианцы не хотят знать правду, им гораздо комфортнее жить в привычном нарративе, где Волшебник — защитник, порядок непоколебим, а зло заранее определено. Разоблачение нарушило бы эту хрупкую конструкцию и потребовало бы от них переосмысления собственных убеждений — а к этому большинство не готово.

Сложно принять: то, что для тебя значимо, для других может не иметь никакой ценности, и стремление к справедливости разделяют далеко не все. Осознав это, Эльфаба делает тяжелый выбор: принимает навязанную роль «злодейки» и доигрывает ее до конца, давая Глинде возможность действовать в рамках тех правил, которые жители Оз готовы принять.

Финал истории

В финале мы видим, что «злодейка» побеждена, Озианцы торжествуют, и лишь зрителям ясно, что перед ними не победа добра, а коллективное облегчение. Глинда, воспользовавшись своим влиянием, завершает то, что начинала Эльфаба: отправляет Волшебника в изгнание и заключает мадам Моррибель под стражу, тем самым разрывая систему, которая годами лишала одних голоса, а других наделяла неподверженной сомнению властью.

Так пути героинь расходятся, и каждая делает свой выбор: Эльфаба покидает Оз вместе с Фиеро, сохраняя свою внутреннюю свободу, а Глинда остается, чтобы навести новые порядки и стать Доброй Глиндой не только на словах, но и в действиях.

Именно мотив внутреннего выбора объясняет, почему дилогия «Злая» так глубоко откликается зрителю. Сказочная форма здесь становится способом говорить о реальных проблемах: о цене правды, о границах влияния на других, о том, как сохранить себя и продолжать действовать в соответствии со своими ценностями. «Злая» остается с нами не как история о ведьме, а как напоминание о том, что каждый имеет право переписать свою историю и выйти за рамки навязанных ярлыков.

Опрос

Страдали ли вы из-за своей непохожести на других, подвергались ли травле или чему-то подобному?

  • Да
    %
  • Нет
    %
  • Затрудняюсь ответить. Просто покажите результаты
    %