alt

«Жить в мире, радости, здравии и всегда хорошо питаться», – так в 1532 году Рабле сформулировал свои жизненные идеалы. Истинный гуманист, он черпал свою философию у древних греков, которых изучал, готовясь к принятию духовного сана. У Платона он позаимствовал страсть к диалогу, у Аристотеля – уважение к природе и человеческим инстинктам, у Эпикура – представление об удовольствии как о главном благе, у стоиков… критический взгляд на всех учителей вместе взятых.

Раздосадованный духом лицемерия, царившим в Сорбонне, где у него конфисковали греческие тексты под предлогом, что «здесь читают только на латыни», Рабле снял монашескую рясу и обратился к медицине. С этого момента он никогда не отказывал себе в удовольствии критиковать церковь за догматизм и потворство суевериям. Позже, в «Гаргантюа», он придумает Телемское аббатство, «монастырь наоборот», где все руководствуются лишь естественными инстинктами и правилом «Делай что хочешь». Богословский факультет Сорбонны запретил и «Гаргантюа», и «Пантагрюэля» сразу после публикации. Занявшись медициной, Рабле тоже заставил о себе говорить: он был первым, кто провел вскрытие трупа повешенного. В это же время его стали подозревать в причастности к «делу об афишах»: однажды ночью в 1534 году на стенах Парижа и Амбуаза кто-то расклеил плакаты, высмеивающие святых и таинства католической церкви. В условиях Контрреформации и все более кровавых репрессий Рабле стал вести себя тише, чтобы не подвергать свою жизнь опасности. Однако, отстаивая свое право на свободу и смех, он расстался с анаграммой Алькофрибас Назье, которая служила ему псевдонимом для первых двух романов, и подписал своим настоящим именем «Третью» и «Четвертую» книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» – естественно, тут же запрещенные цензурой.

Его даты

  • Около 1494: Франсуа Рабле родился в семье Антуана Рабле, королевского адвоката, в Шиноне.
  • 1510: принят послушником во францисканский монастырь.
  • 1520: стал монахом
  • 1524: присоединился к ордену бенедиктинцев.
  • 1530: поступил на факультет медицины в Монпелье.
  • 1532: выход в свет романа «Пантагрюэль», запрещенного через год цензурой Сорбонны.
  • Около 1534: появление «Гаргантюа», сразу же запрещенного цензурой.
  • 1534-1536: пребывание в Риме вместе с кардиналом Жаном дю Белле. 1537: получил ученую степень доктора медицины.
  • 1546: запрещена цензурой «Третья Книга».
  • 1552: запрещена цензурой «Четвертая Книга».
  • 1553: скончался в Париже при невыясненных обстоятельствах.

Ключи к пониманию

Учиться гуманизму

Образование – одна из любимых тем Рабле. Читатель может проследить за каждым этапом воспитания Гаргантюа: от его поисков лучшего способа подтирания зада («Лучшая в мире подтирка – это пушистый гусенок, только, когда вы просовываете его себе между ног, держите его за голову») до обучения латинскому алфавиту («Магистр Тубал Олоферн так хорошо сумел преподать ему азбуку, что он выучил ее наизусть в обратном порядке, для чего потребовалось пять лет и три месяца»). Высмеивая старый, схоластический подход к обучению, Рабле всегда защищал идею живого гуманистического образования, основанного как на эксперименте, так и на изучении древних текстов для развития критического суждения.

Познавать правду, смеясь

«Смех свойственен человеку», – писал Рабле в «Гаргантюа». Он сближает людей и делает общение приятным. Смех выражает удовольствие и в то же время символизирует выброс животного начала у цивилизованного человека. Но главная задача юмора в творчестве Рабле – это пародия, ловкий прием, позволяющий донести свои мысли до читателя, пряча за фарсом и гротеском суровую критику моральных норм своей эпохи.

Черпать жизнь в своем теле

Рабле был и страдающим от воздержания монахом, и врачом, знающим о физиологии практически все, и отцом многочисленного семейства (у него было, насколько известно, трое детей). Тело находилось в центре его жизни: в своих романах он возвеличивал его сценами обжорства, фривольными сюжетами, самим гигантизмом Пантагрюэля и Гаргантюа… Сведение человека к беспрерывному удовлетворению потребностей в еде и воспроизводстве не могло не сделать Рабле еретиком в глазах христианской церкви. Ему это безразлично: он славил тело во всех его излишествах и без устали высмеивал ученых и святош, представлявших себя бесплотным олицетворением ума, осыпая их ругательствами, почерпнутыми из сексуально-туалетного лексикона.

Об этом

  • Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Б.С.Г.-Пресс, 2006.
  • Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Аудиокнига MP3/2 CD. Говорящая книга, 2005.
  • Михаил Бахтин. Франсуа Рабле и народная культура Cредневековья. Художественная литература, 1990.
  • Мир Рабле. В 3 томах. Терра – Книжный клуб, 2003.