Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Стиль жизни/Смерть на колесиках: почему аренда самокатов так опасна — мнения травматолога и автоюриста
Смерть на колесиках: почему аренда самокатов так опасна — мнения травматолога и автоюриста
Они несутся по тротуарам и выезжают на проезжую часть, не соблюдая правил. Получают травмы сами и наносят увечья другим — детям, взрослым, животным… Взять самокат в аренду может каждый — а вот ездить ответственно, предотвращать аварии и отвечать за последствия готовы немногие. О проблеме самокатов в больших городах мы поговорили с экспертами.
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград… Самокаты на улицах многих городов сегодня в прямом доступе, и катаются на них трезвые и нетрезвые, совершеннолетние и подростки, в одиночку, вдвоем или даже втроем (если вы помните школьный курс физики, масса движущегося предмета влияет на силу удара). Мы можем игнорировать эту проблему, пока, упаси бог, это не коснется кого-то из наших близких. А значит, стоит задуматься о сложившейся ситуации сегодня.
Пострадать от безответственности тех, кто арендует самокат, могут три категории:
сами катающиеся (которые, как правило, не используют защиту),
прохожие (среди них дети, пожилые люди и животные, в отношении которых действует соответствующий закон),
автомобилисты (ведь внезапно выехавший на проезжую часть самокат создает помехи нормальному дорожному движению со всеми вытекающими последствиями)
Можно ли как-то урегулировать этот вопрос? Чтобы разобраться в ситуации, мы вместе с коллегами из MSK1 поговорили с травматологом-ортопедом, психологом и автоюристом.
«Если вы едете на электросамокате, считайте, что вы за рулем автомобиля»
Петр Волков, травматолог-ортопед
В начале карьеры я работал в травматологическом пункте Москвы. И каждое лето отмечал рост травматизма, связанный с такими видами транспорта, как велосипеды, ролики, самокаты. В основном травмы были не тяжелые: ушибы, ссадины, растяжения. Однако, когда в Москве начался «бум» на электросамокаты, то количество тяжелых травм — переломов костей предплечья, ребер, голени, лодыжек, сотрясений головного мозга (и это не считая бесчисленных ран, ссадин и ушибов) — увеличилось многократно.
Интересный факт
В 2019 году было проведено первое исследование, где подробно изучались типы повреждений, вызванных самокатами, — обычно это переломы и травмы головы, требующие неотложной помощи.
Исследование 2020 года показало, что количество ежегодных травм от электросамокатов выросло с 4582 в 2014 году, до появления проката, до 14 651 в 2018 году, когда они стали повсеместным явлением. Почти треть из них приходится на травмы головы — это более чем в два раза больше, чем у велосипедистов.
В 2021 году ученые обнаружили, что из 397 пациентов отделения неотложной помощи за год только 19 были в момент аварии в шлемах. 25% случаев потребовали хирургического вмешательства. В целом на каждые 100 тысяч поездок приходится 20-25 обращений в отделения неотложной помощи.
Причины такого высокого травматизма заключаются в следующем:
отсутствие защитного снаряжения (оно не предотвратит повреждение, но снизит его тяжесть, что позволит быстрее вернуться к активному отдыху);
невнимательность — тут несколько факторов, в том числе очень много детей и взрослых, которые не знакомы с правилами дорожного движения (ПДД); езда в месте большого скопления людей;
алкогольное опьянение — взрослые, по большей части, особенно в вечернее время, могут кататься не совсем трезвыми, что снижает внимательность и скорость реакции.
Травмы, которые получают как катающиеся, так и те, кого они сбивают, достаточно разнообразные. От банальных ушибов, ссадин и растяжений до переломов со смещением, в том числе и открытых, сотрясения головного мозга, раны различного размера и тяжести, очень характерно осаднение краев и загрязнение раны, что очень часто чревато развитием гнойного воспаления. Все это приводит к чрезмерной загруженности травмпунктов и приемных отделений больниц.
Самая легкая травма — та, которая не случилась, поэтому самое лучшее средство — профилактика
Необходимо носить защиту (шлемы, наколенники и налокотники), но эту рекомендацию на самом деле мало кто соблюдает. Признаться честно, я сам как-то раз катался на электросамокате без защиты и могу сказать, что более практичные и актуальные меры профилактики заключаются в следующем:
соблюдать ПДД: пропускать пешеходов, соблюдать скоростной режим не более 25 км/час, не пересекать пешеходный переход на красный свет;
быть внимательными: банально, но однажды прямо передо мной упало несколько человек, потому что они не увидели выступающую плитку и полетели через руль. Мое мнение: если вы едете на электросамокате, считайте, что вы за рулем автомобиля;
быть трезвыми, чтобы сохранить скорость реакции на внезапно возникшее препятствие.
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru
«Это бизнес, причем прибыльный, и вряд ли крупные компании готовы просто так от него отказаться»
Максим Едрышов, автоюрист
Проблема с автосамокатами сейчас более чем очевидна для многих. Возможно, самый простой путь, как решить ее быстро, — отменить их. Но по моему убеждению, необходимо вводить много ограничений, в частности, поставить лимит скорости 15 км/ч для шеринга этих транспортных средств.
Когда скорость движения человека на самокате уже 25 км/ч, он представляет угрозу для окружающих и себя самого
Выдвигались даже идеи — обязать сдавать на права тех, кто использует самокаты, но я не считаю, что это даже стоит обсуждать. Все, что действительно реально отрегулировать, — скорость. Также можно внести поправки в свод ПДД — пусть шеринговые сервисы поставят на свою технику эти скоростные ограничения в обязательном порядке.
При поиске решений важно понимать: это бизнес, причем прибыльный, и вряд ли крупные компании готовы просто так от него отказаться. Поэтому ответ — в области создания нормативных актов, по аналогии с теми, которые действуют для сервисов такси, чтобы представители шеринговых сервисов также несли ответственность за использование их потенциально опасной техники.