В чем смысл финала сериала «Топи»: объяснение психолога | Источник: Кино Mail
Фото

Кино Mail

О чем «Топи»

Главный герой сериала — айтишник Денис, у которого обнаружили неоперабельный рак. Он натыкается на информацию о монастыре в далекой глубинке: в нем обещают исполнить чудеса, но только если привезти с собой четверых человек. В попутчики Денис берет Элю, совершившую непреднамеренное убийство, Катю, которую бросил парень по телефону, Соню, чья сестра только что погибла, и журналиста Макса, который, как окажется, просто хочет нарыть на Дениса компромат.

По приезде в деревеньку под названием Топи ребята обнаруживают, что в монастыре никого нет, а в самой деревне происходят странные вещи. Более того, их подруга Катя бесследно пропадает. Их жизнь становится похожей на бэд-трип, где мертвые воскресают, а сон трудно отличить от реальности. Заправляет этим всем некий хозяин, который может либо погубить тебя, либо одарить тем самым желанным, за которым ты приехал. Выбраться из топей невозможно — куда бы ты не шел, все дороги ведут обратно.

Единственным, кто не поддается галлюцинациям, оказывается Макс: он отказывается от изначального плана, чтобы расследовать пропажу Кати и другие странные происшествия в деревне.

Чем заканчивается сериал

В финале герои находят того самого хозяина — им оказывается мужчина, который в самом начале встретил их на местной железнодорожной станции. Он «дарует» Денису исцеление, но напоминает, что тот должен ему за это четыре души, поэтому Денис отправляется в деревню, чтобы привести своих друзей.

К этому моменту Макс находит в местной газете фото, на котором изображены все жители деревни вместе с хозяином. Он догадывается, что вода в поселке, скорее всего, отравлена, чем можно объяснить галлюцинации и массовый психоз его друзей. Журналист пытается убедить в этом остальных, но ему никто не верит — так они оказываются на жутком застолье в монастыре, куда их привозит Денис. Вместе с ними и все жители деревни, священник и местный милиционер: они явно все понимают, не пьют местную воду, но хранят тайну, потому что хозяин за это им платит.

Это застолье — апогей общей галлюцинации, с живыми, мертвыми и пропавшей Катей. Макс продолжает убеждать товарищей, что все имеет логичное объяснение, но ему никто не верит. Когда Максу и Соне удается сбежать, их нагоняют хозяин, милиционер и обезумевший Денис, который поверил, что вылечился и готов за это на все.

Макс выходит в прямой эфир и грозится рассказать о происходящем на радио под говорящим названием «Свобода»

Хозяин говорит, что журналисту никто не поверит, потому что завод государственный и официально его не существует, но если он откажется от разоблачения, то станет главредом всего радио и получит в подарок гелендваген. Макс не выдерживает натиска и сливает прямой эфир.

Денис в это время звонит (или ему так кажется) маме и решает, что чистая совесть важнее жизни. Сидя за рулем машины с хозяином и Соней, он убивает хозяина и направляет автомобиль в обрыв над рекой. Соне удается выбраться и уплыть на другой берег, сбежав таким образом из Топей. Макс же решает навсегда остаться в деревне с местной девушкой, которая помогла ему в расследовании.

«Есть ли тут магия, или это просто галлюцинации?» — этот вопрос остается открытым. В финальной сцене милиционер рассказывает, что девушка, с которой остался Макс, на самом деле является работницей местного химкомбината, которая так завидовала дочери, что украла ее тело. Ее дочь, увидев свое новое обличье, обезумела.

Милиционер смотрит на фотографию сына, ради лечения которого когда-то продал свою душу хозяину и которого уже нет в живых, и едет в деревню. Там он просит у местного деда отпить воды из колодца со словами «Невыносимо тут иначе» и видит своего сына живым. А Соня в кадре перед титрами едет в поезде, но движется он не в Москву, а по кругу вокруг деревни Топи.

Источник: Кино Mail
Фото

Кино Mail

Смысл сериала «Топи»

Начало сериала напомнило мне фильм Андрея Тарковского «Сталкер»: там тоже присутствует некое место, где возможно обрести счастье. На «зону» главных героев ведет проводник, но сам он в итоге не получает счастья, его «не берут», потому что он грешник. Зона и Топи являются путешествием в бессознательное, встречей со своими страхами, желаниями, болью и стыдом.

В пути героев видна аналогия с концепцией зависимости. Каждый из них столкнулся с большим личным кризисом, с болью, которую не смог перенести и «сбежал» от нее в монастырь. Вещества, вызывающие зависимость, переносят человека в другую реальность, отличную от той, с которой он не справляется.

Соня видит воскресшей свою умершую сестру, Денис верит в исцеление от неизлечимой болезни, местная жительница, у которой они остановились, видит живым своего давно умершего мужа. Это и мешает им покинуть Топи: они не могут оставить свои иллюзии и не хотят возвращаться в реальность. Милиционер пытается сопротивляться, но говорит фразу, часто звучащую у зависимого во время срыва: «Невыносимо иначе». Название деревни тоже говорящее, ведь все герои будто тонут в своих иллюзиях о недостижимом.

Именно поэтому Максу удается не утонуть в местных галлюцинациях: он изначально ни от чего не сбегал, он ехал в Топи с вполне ясной целью

Но сериал напоминает нам о том, что важен не только путь к цели, но и устойчивость в момент, когда она уже совсем близко. Макса ничего не могло остановить во время его расследования, даже угроза жизни, пока он верил, что выбирает идею. И только на самой вершине, за минуту до прямого эфира, когда перед ним встал выбор между совестью и алчностью, он провалил проверку и именно поэтому в итоге остался в Топях.

Жертва Дениса символизирует его выбор между совестью и смертью: он освобождается, будучи в итоге единственным, кто реально покинул Топи. История Сони хорошо показывает этапы прохождения горя по Кюблер-Росс. Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — человек может проходить эти стадии годами. Соня «застряла» в горевании: до финала она находится на первых трех стадиях и считает сестру еще живой. Сбежав из деревни и оставив там сестру, она попрощалась с ней и перешла на следующую стадию — депрессия, где в изоляции от всех живых будто ходит по кругу.

Заключение

После просмотра сериала остается подвешенным вопрос: является ли все происходящее «предсмертьем»? В начале нам показали аварию, и по одному из вариантов трактовки сюжета, ребята в ней погибли и оказались в лимбе, откуда не могут выбраться, пока не решат свои внутренние задачи. По такой же причине застряли остальные жители деревни — и все они тоже мертвы.

На самом деле перед зрителем не стоит задача отличать реальность от бреда, живых от мертвых — мы вместе с героями отправляемся в путешествие по играм бессознательного. Каждый из героев представляет определенный архетип: представитель крупного бизнеса, который ищет грань допустимого компромисса, журналист, разрывающийся между деньгами и совестью, девушка, которая выбирает между преданностью роду и своими желаниями, и другая девушка, застрявшая в процессе горевания по близкому человеку. Этот сериал не дает готовых ответов, оставляя зрителю место для собственных выводов.

Дарья Фролова

Психолог, гештальт-терапевт, директор по продукту в сервисе психологического консалтинга «Поговорим.онлайн»

Телеграм