Великий пост: кто, почему и зачем отказывается от еды — истории читательниц и комментарии психологов
Фото
Unsplash

«Я преисполнялась и присоединялась к религиозно-обрядовой системе»

Елена, 27 лет

Я соблюдала пост с самого детства, поскольку мои мама и бабушка очень религиозные. Как ребенок — буквально пару дней, как подросток — около недели, в основном перед причастием.

Причастие символизирует принятие тела и крови Христа. Перед этим необходимо соблюдать пост, чтобы настроиться физически и духовно, затем исповедоваться, покаяться и освободиться от грехов, чтобы очиститься. Часто люди причащаются перед великими праздниками — Рождеством, Пасхой, Троицей, которым предшествует не менее великий пост. Верующие люди соблюдают посты, которые длятся неделями, поэтому находятся в этих ограничениях значительное время.

В моей семьей одни продукты исключали из рациона (мясо), другие ели по определенным дням (рыба — по средам и пятницам), третьи заменяли: (сливочное масло — на постное). Перед Рождеством я старалась ничего не есть до первой звезды, что символически связано с рождением Иисуса Христа, делала себе такой вызов.

После окончания поста праздник ощущался особенно ярко, поскольку все ограничения снимались

Например, на Рождество и Пасху я ходила в церковь на ночную литургию, возвращалась домой и совершала разговение. Все казалось особенным, какие-то простые вещи типа кофе с молоком, хлеба с маслом приносили огромную радость. Я преисполнялась и присоединялась к религиозно-обрядовой системе.

Пост — воздержание не только физическое (отказ от скоромных продуктов), но и духовное (отсутствие развлечений, сонастройка на серьезный лад, рефлексия о грехах), что довольно трудно понять в раннем возрасте.

Я рассматривала пост как обязательное ограничение, которое накладываю как бы сознательно, но при этом принудительно. Повзрослев, я пережила кризис веры и перестала соблюдать пост по идеологическим причинам. Как я думаю сейчас, это не очень здоровая тема: ты постоянно думаешь, как бы себя посамобичевать и поконтролировать.

«Неужели без поста нельзя быть верующим человеком?»

Сабина, 25 лет

Пост так или иначе всегда был частью моей жизни, потому что мама — верующий человек. Благодаря ей я сначала оказалась в воскресной школе, потом — на ежевоскресных и праздничных службах. Если и то и другое я делала, потому что «так надо», то поститься в какой-то момент решила из собственного любопытства. У меня был перед глазами пример мамы, которая довольно часто отказывалась от каких-то продуктов (даже отчасти во вред здоровью), и я подумала, что в этом, возможно, что-то есть.

Как оказалось, не для меня. Чисто технически придерживаться поста несложно — особенно если есть опыт каких-то диет

Но меня донимал вопрос: зачем я это делаю? Какая разница, ем я творог и курицу или нет? При чем здесь усмирение тела, если я могу есть что-то другое, но тоже вкусное? Мне нужно перейти на хлеб и воду, чтобы все-таки «возвысить душу»? Для чего пост другим, если при этом они курят, матерятся и нарушают те же заповеди? Неужели без поста нельзя быть верующим человеком?

Большое количество вопросов и то, что в обществе пост в большей степени сведен до диеты, отбило желание продолжать этот «эксперимент». А спустя время я отошла и от религии, устав тратить время на то, что на самом деле меня не волновало. Теперь с постом меня связывают только периодические напоминания маме, что вера верой, но здоровье должно быть на первом месте.

«Я рассчитывала, что начну чувствовать себя лучше и физически, и духовно»

Татьяна, 25 лет

Я росла в семье, где мама верующая, а папа — атеист, поэтому отношения с религией тоже оказались двоякими. В детстве я носила крестик, ставила иконки, ходила в храм на Пасху и смотрела богослужения по телевизору на Рождество. Но этим вся вера и ограничивалась.

В 15 лет я подружилась с одноклассницей, которая жила в более религиозной семье. Я узнала, что она собирается попробовать поститься, и захотела последовать ее примеру. Конечно, в этом было мало духовной составляющей.

Прежде всего я хотела испытать себя: смогу ли полтора месяца ограничивать себя практически во всей любимой еде?

Родители отнеслись к моему неожиданному решению с пониманием, покупали постные продукты, интересовались самочувствием. Все родственники знали, что для меня это больше эксперимент, но ни со стороны верующих, ни со стороны неверующих никакого осуждения не было.

Я питалась в основном картошкой, макаронами, хлебобулочными изделиями, фруктами и овощами и продержалась весь пост, лишь пару раз нарушив запреты, в том числе по незнанию. Я рассчитывала, что начну чувствовать себя лучше и физически, и духовно, но в результате большую часть времени чувствовала голод и думала о еде.

Конечно, сейчас я понимаю, что такой подход категорически неправильный, особенно в подростковом возрасте. Я должна была проконсультироваться с врачом, составить сбалансированный рацион, возможно, принимать витамины, а не восполнять недостаток питательных элементов тоннами сушек и баранок. В итоге ограничения в еде по факту не вышло: я просто ела больше менее питательной пищи.

Эксперимент оказался первым и последним. Через год я пришла к агностицизму, а затем атеизму, а еще через несколько лет окончательно отказалась от любых ограничений в еде.

Великий пост: кто, почему и зачем отказывается от еды — истории читательниц и комментарии психологов
Фото
Unsplash

«Добрые дела откроют вам новые грани не только жизни, но и вашей личности»

Екатерина Сиванова, семейный психолог

Верующий человек соблюдает Великий пост прежде всего для того, чтобы ощутить радость Пасхи и приблизиться к Богу. Пост, молитва, присутствие на службе в храме приносят утешение, чувство сопричастности и единения, что снижает напряжение от текущих дел и внешней повестки и дает надежду: Христос воскреснет! Пасха случится и на этот раз.

Пост может стать вредным в двух случаях:

  1. если вы поститесь во имя поста, а не во имя веры,

  2. если вы имеете какие-либо медицинские противопоказания относительно приема пищи.

Смысл поста заключается не в том, чтобы не есть мяса, а в том, чтобы делать смысл существования в этом мире более осознанным. Например, некоторые люди отказываются от сквернословия, другие — от просмотра сериалов в качестве поста. У каждого свой пост и свой путь к Богу.

Все ограничения у нас в голове, в том числе и мысль «съешь мясо в пост — совершишь грех»

Если уж на то пошло, то монастырский устав подразумевает полный отказ от продуктов животного происхождения. Ну попробуйте москвича, который работает в офисе, тратит по полтора часа на дорогу и растит детей, резко перевести на такой формат питания. Что с ним будет? Раздражение, злость, недомогание. Разве в этом смысл поста? А как беременная женщина может отказаться от полноценного рациона? И что же? Она теперь великая грешница?

Поэтому, если вы решили поститься, идите в храм и разговаривайте со священником, который обязательно скажет: «Поститесь по мере сил. Главное, людей не обижайте и молитесь».

Ходите в церковь, причащайтесь, беседуйте со священниками (идеально — с духовником) и делайте, делайте добрые дела. Полгода собираетесь навестить престарелого родственника и откладываете? Сделайте это. Можете поработать волонтером в благотворительном фонде? Делайте это. Поезжайте в хоспис, детский дом или дом престарелых.

Везде нужна помощь. Не готовы к таким испытаниям? Тогда разберите библиотеку и отвезите давно прочитанные, но хорошие книги в детский дом.

Поверьте, добрые дела, проявление заботы о тех, кто немощен, откроют вам новые грани не только жизни, но и вашей личности. Только делайте не для галочки, а из состояния чистого сердца, которое доброе от рождения у каждого человека.

«Пост — аскетическая и созерцательная практика, ведущая к духовной цельности, осознанности и живой связи с Богом»

Наталия Инина, христианский психолог

Пост — форма выражения глубинного религиозного мотива, изначально существующего в нашем психическом и проявляющегося сознательно или бессознательно в каждом человеке. Например, в нашей стране в первой половине XX века желание построить прогрессивный мир без религии выразилось в бессознательную атеистическую религию с сомнительными святыми и святынями.

Пост — естественная, традиционная и наиболее доступная форма выражения и проживания религиозного опыта, существующая практически во всех религиях мира. И, разумеется, в периоды, когда опоры материального мира шатаются, люди стремятся к чему-то вне его границ.

Наша традиционная религия включает массу общин с очень разными представлениями о важности и предписаниях поста, которые складываются из очень не похожих друг на друга верующих

Здесь вы встретите и невротика, обсессивно-компульсивно рассматривающего в лупу состав продукта, и того, кто считает, что пища, как и все внешнее, вообще не имеет никакого значения в посте. Все это разные средства, а цель более или менее одна — утвердиться во внутреннем духовном пространстве и приблизиться к Богу.

Пост имеет несколько смыслов:

  1. Просьба. Человек подкрепляет постом просьбу к Богу и создает рамки и условия для духовной работы, а не приносит жертву. Такая форма была достаточно популярна в прошлом. При этом во все времена большинство людей понимало, что Бог не особенно нуждается в наших подвигах и голодовках.

  2. Осознание ошибки. Человек настраивает себя на духовный лад в удобной форме, а не наказывает себя за грехи. Хотя, естественно, человек с не очень здоровой психикой будет убежден в обратном.

  3. Инициация и перерождение. До V века в христианской традиции крестили взрослых людей, в основном на Пасху: чтобы стать христианином, нужно было духовно и интеллектуально 40 дней потрудиться. Люди запоминали возвышенное ощущение и желали повторять этот опыт. Так сложился Великий пост. Исторические реалии поменялись, но суть осталась прежней. Ключевое слова поста — покаяние — в изначальном греческом смысле — не самобичевание, а перерождение, буквально — изменение ума.

Говоря психологическим языком, пост — аскетическая и созерцательная практика, ведущая к духовной цельности, осознанности и живой связи с Богом. Можно предложить такую метафору: тело и психика  — музыкальный инструмент, душа — гармония, красота, творчество, выражающиеся в музыке, а пост — настройка инструмента.

Но нужно иметь в виду, что вера, проявляясь в нас, может становиться частью наших внутренних конфликтов. Смыслы поста, разумеется, будут подменяться и служить не перерождению, а усилению невротических тенденций. Поэтому всегда хорошо начинать с честного, открытого вопроса себе: а зачем я это делаю?

Екатерина Сиванова
Екатерина Сиванова

Семейный психолог

Личный сайт
Наталия Инина
Наталия Инина

Практикующий психолог, руководитель Центра «Психология взросления», преподаватель МГУ имени Ломоносова, РПУ святого Иоанна Богослова, Московского института психоанализа, лауреат национальной премии «Психея» за достижения в области практической психологии

Личный сайт