«Все везде и сразу»: как «Матрица», только о сепарации

«Я горжусь тобой» — чего только не делают люди, чтобы услышать эту фразу от отца или матери. Ирония в том, что обычно те, кто прикладывает так много усилий, чтобы соответствовать ожиданиям, остаются разочарованными. Отказаться от родительских ожиданий и отделиться не только физически, но и эмоционально — все равно что предпочесть красную таблетку синей.

В этом смысле один из самых громких фильмов начала 2022 года «Все везде и сразу» (режиссеры Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт) — своего рода «Матрица» о процессе сепарации. Не прошло и месяца с момента выхода этой картины, как она попала в списки лучших — как за текущий год, так и за всю историю кино.

Множество измерений

Изможденная бесконечными счетами, налоговыми декларациями и бессмысленной работой в прачечной, Эвелин (Мишель Йео) не догадывается, что, несмотря на напряжение и постоянный контроль, ее отношения с дочерью необратимо ухудшаются, муж подумывает о разводе, а пожилой отец разочарован ее посредственными достижениями.

Женщина существует на пределе своих возможностей и даже представить не может, что такая жизнь — только один из возможных сценариев, реализованный в этой конкретной Вселенной. Все меняется, когда она получает доступ к опыту и навыкам других вариаций Эвелин из бесконечного количества альтернативных миров: кем она могла бы стать, прими иное решение в определенный жизненный миг?

Читайте также: Современная классика: в чем секрет популярности «Матрицы»

Повар-виртуоз, мастер боевых искусств или оперная дива — героиня лицом к лицу сталкивается со своими упущенными возможностями и нереализованным потенциалом. Она раз за разом упускала возможности, пытаясь совладать с чувством вины перед отцом, который отрекся от нее из-за брака вне одобрения. После такого трагичного разрыва она больше будто и не имела права на настоящие мечты и большие надежды.

Эвелин живет маленькой «правильной» жизнью, силясь вернуть расположение отца, получить его одобрение. Получая доступ к опыту других Эвелин, Эвелин из параллельных реальностей, она будто заново собирает все части своей личности воедино, она возвращает себе все возможности, от которых отказалась ради недостижимого одобрения.

Быть живым

Воистину фильмами для взрослых стоит называть не порно, а фильмы про справки о доходах, ипотеке и подаче налоговой декларации. Напряжение и серьезность, чистота и диктатура. Вырваться из замкнутого круга и почувствовать себя живым, согласно мифологии «Всё везде и сразу», можно только совершив максимально абсурдное действие. Съесть помаду, надеть левый ботинок на правую ногу, использовать награду менеджера года в качестве анальной пробки — для преодоления бессмысленной и беспощадной рутины все средства хороши.

В фильме Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта мы наблюдаем торжество абсурда, как прямое противопоставление системности и закабаленности «взрослой жизни». Оборот стиральной машины, всепоглощающий пончик/черная дыра — образы замкнутого круга как символа ограничений, автоматического повторения и однообразия жизни, повторяются в этой картине из эпизода в эпизод.

Как ни крути, а семья — это система, которая стремится сохранить привычное равновесие, гомеостаз. Родные накладывают на нас бремя привычных ролей и способов реагирования. Освободиться от этих ожиданий и повинностей — все равно что вырваться из матрицы. Для этого нужно отважиться выбрать себя и принять право на свою правду. Что и делает — пусть и не сразу, пусть и переступая где-то через собственный комфорт — героиня Мишель Йео.

«Все везде и сразу»: как «Матрица», только о сепарации

Ничто не важно

Быть по-настоящему близким — это не слиться друг с другом или поглотить ближнего, а остаться отдельными личностями, быть рядом, вместе переживать радостные и печальные моменты. Отказаться от стереотипов, общественного одобрения, увидеть другого человека, встретиться с ним.

Ничто не важно настолько, чтобы потерять интимность и подлинную близость с любимыми. Это формула почти равнозначна знаменитой «Ложки не существует» из «Матрицы» братьев Вачовски.

Джой, дочь главной героини (Стефани Сюй), проваливается в апатию и бессилие: какой бы она ни была и как сильно бы ни старалась, ни в одной из бесконечного числа Вселенных она не находит безусловной любви и принятия матери. Вся сила ее отчаяния воплощается в сильной и разрушительной Джобу Тупаки.

Сепарация для Эвелин разворачивается сразу на двух уровнях: отделяется и она, и от нее. Только присвоив себе право быть собой (пусть даже худшей версией себя), она наконец может принять и отпустить Джой.

Суперсила добра

Сражаясь с общественными условностями посреди трэша и угара, главная героиня иначе видит и Уэймонда, своего мужа (Ке Хюи Куан). Она давно сбросила его со счетов, считая слабым, инфантильным и безынициативным, а их брак — роковой ошибкой. А зря.

Суперсила Уэймонда — это доброжелательность и избегание конфликтов ради диалога. Чего Эвелин годами не замечала, упрекая мужа в безволии. Эта другая, ранее недоступная стратегия ошеломляет Эвелин и меняет ее представление о мире, силе и настоящей зрелости.

Внимание, принятие и умение видеть другого человека как равного — это новый навык. Он позволяет не бороться с окружающими, а сотрудничать с ними. Ненасильственное общение — таков ответ агрессии, который способен остановить пули на лету.