Бум, или, как сейчас говорят, общемировой «хайп» борьбы за экологию особенно ярко проявился в последние десятилетия. Появилось огромное количество экологических фондов, исследований, экспедиций, форумов и конференций, где ученые и активисты пугают человечество глобальным потеплением, исчезновением природных ресурсов и редких животных. На ценниках и в рекламе к слову «продукты» с некоторых пор часто прибавляется приставка «эко», строители обещают жилье по экотехнологиям и из экоматериалов в экологически чистых районах, а власти всех уровней — экологичные заводы по переработке мусора.
Некоторые из нас, не дожидаясь этих заводов, уже начали сортировать бытовой мусор по разным контейнерам: стекло, жесть и пластик отдельно. В вузах открываются новые «зеленые» факультеты — и там готовят специалистов, о которых раньше говорилось разве что в научной фантастике. Кажется, мир помешался на экологии.
Несколько лет назад в 44 странах, в том числе в России, проводилось масштабное международное исследование: 40 тысяч респондентов ответили на вопрос, что их волнует. Оказалось, что землян беспокоят глобальное потепление и нехватка воды и продовольствия. Эти два пункта опередила лишь проблема терроризма. Россияне оказались чуть оптимистичнее соседей по планете. Но в целом каждый четвертый из десяти опрошенных уверен, что ситуация в ближайшее время только ухудшится.
Нас тревожит состояние окружающей среды, но при этом мы часто одной рукой заботимся о ней, а другой ее сами же разрушаем. 44-летний Алексей признается, что выкидывает мусор в лес по дороге с дачи: «Ну не везти же его в город?» И с нескрываемой гордостью говорит, что недавно перечислил 10 тысяч рублей в один из фондов по сохранению редких животных. Как это неудержимое желание cпасти мир и испортить его уживается в одном человеке и в человечестве в целом? И как природа реагирует на такое двойственное отношение к ней?
Мусор внутри — мусор снаружи
Человек — единственное существо на планете, которое способно сознательно наносить себе вред напрямую и опосредованно — вредя окружающей среде.
«Самая простая картинка, которую каждый из нас видит на улице, — курящий человек. Он мусорит внутри себя и бросает окурок на землю, — поясняет психолог, специалист по пищевому поведению Эв Хазина. — Он не хочет ответственности ни за себя, ни за свое здоровье, ни за здоровье города и планеты».
Почему он так поступает? Причин много. Есть те, кто не чувствует в себе сил, чтобы упорядочить себя и мир вокруг. А кто-то переживает глубокий конфликт с собой и миром и таким образом выражает этот разлад. Внутренний конфликт часто проявляется вовне в виде зависимости: неправильное питание, курение, алкоголь, наркотики, токсичные отношения. Иногда этот конфликт отражается на образе жизни: например, кто-то окружает себя излишними вещами, избыточными контактами.
Природа не терпит пустоты, она учит нас законам равновесия — тем, что не всегда подвластны нашему сознанию
«Чаще за этим стоит либо небрежное отношение к себе и своему телу, либо низкая грамотность (многие не понимают, что полезно их организму), либо глубокая травма, часто полученная в детстве. Так, для некоторых лишний вес — единственный способ почувствовать себя защищенным», — поясняет Эв Хазина.
Наша культура такова, что в нас воспитывается чувство постоянной недостаточности: нам всего мало. Мы потребляем не по необходимости, а потому что так опосредованно удовлетворяем эмоциональные потребности, которые не можем удовлетворить напрямую.
«Мы подменяем переживание радости желанием обладать чем-то. Хотим близости — дарим подарки. Грустим — покупаем конфеты. Но конфета осядет жиром в теле, а фантик станет очередным мусором. Мусора внутри и вовне станет больше, а радости не прибавится, такой замкнутый круг», — считает психолог.
За горами нашего мусора скрывается невозможность переварить излишки, соглашается с коллегой аналитический психолог, юнгианский сказкотерапевт Алла Герман. «Как будто человечество теряет чувство меры. Мы поглощаем, едим, выбрасываем то, что не смогли пропустить через себя, и потребляем дальше. Животное никогда не съест лишнего, не убьет утку про запас. В природе все стремится к балансу: если ты голоден — поешь, сыт — не ешь, хочешь пить — пей».
Если срубили дерево, то где-то рядом на полянке обязательно прорастет семечко. Природа не терпит пустоты, она учит нас законам равновесия — тем, что не всегда подвластны нашему сознанию.
«Когда-то американским индейцам было предложено подписать бумагу о том, что эта земля теперь принадлежит им. Они не могли понять: как такое может быть? Это не укладывалось в их парадигму. В их культуре и мировоззрении они принадлежали природе, но никак не наоборот», — приводит пример Алла Герман.
Сегодня произошла смена парадигм: человек уверовал, что он царь природы. Но мы с ней — единое целое, и это поддерживается во многих культурных традициях — ритуалах, мифах, сказках. И об этом не стоит забывать.
По законам предков
В традиционных культурах человек всегда жил в унисон с природой: пробуждение и отход ко сну, сев и сбор урожая — все подчинялось природным ритмам. Сейчас эти ритмы у городского цивилизованного человека сбиты. Но чем дальше от мегаполисов, тем больше заметен симбиоз человека и природы. И тем больше человек понимает свое место в этом союзе.
Этнограф Оксана Звиденная много лет изучает культуру коренных народов Севера и Дальнего Востока. На их примере она поняла, как долгие столетия люди и природа гармонично уживаются друг с другом, соблюдая баланс и договорные отношения. У оленеводов ненцев, например, запрещено вторгаться в землю, даже воткнуть в нее острый предмет без ритуала нельзя, потому что она — живая. Из-за этого в том числе они конфликтуют с нефтяниками. А удэгейцы — охотники уссурийской тайги, где обитает амурский тигр, — еще до того, как появились законы об охоте и рыболовстве, знали, что такое чувство меры.
«Приезжие охотники не понимают, почему местные не идут за добычей на сопку, — мол, они просто ленивые? — рассказывает этнограф. — Нет, местные знают, что надо дать зверю вверху спокойно размножаться. Он все равно придет потом. Для них охрана природы — в крови. Они никогда не убьют стельную самку. И если они добывают зверя, то проводят ритуал, прося у природы прощения. У коренных народов есть внутреннее ограничение, которому цивилизованному человеку стоит поучиться. Они не берут от природы больше, чем нужно».
Валерия, певица, приглашенный редактор номера
Я очень рада, что забота об окружающей среде постепенно становится тенденцией времени. Даже если мы не участвуем в этом процессе в глобальном смысле, всегда есть шанс приложить усилия адресно. Я, например, как сумасшедшая выключаю за всеми свет и воду. Не потому, что боюсь заплатить на 3 копейки больше. Просто терпеть не могу, когда впустую льется вода. Если Иосиф включает кран, чтобы побриться, а потом уходит разговаривать по телефону, я, как «санитар дома», его перекрываю.
Мы бы с удовольствием сортировали мусор по типу «пластик сюда, бутылки — туда», но, к сожалению, у нашего дома нет раздельных контейнеров. А еще мы обычно покупаем мыло или стиральный порошок с маркировкой «Для детей» и потом всей семьей этим пользуемся — там намного меньше «химии», чем в продуктах для взрослых.
Моих родных тоже заботит проблема экологии, хотя бы даже на бытовом уровне. Недавно мы с Эмином Агаларовым запустили сервис по доставке еды. У нас абсолютно экологичные контейнеры, но всегда есть к чему стремиться. Позавчера, например, позвонила мама: «Слушай, я подумала, сколько мы контейнеров этих выбрасываем! А ведь они бы подошли садоводам для рассады!» Мама рассады в жизни не видела, у нас ведь никогда не было дач. Но идея отличная! Я тут же попросила партнеров поискать какой-нибудь садоводческий центр поблизости. Вдруг есть?
Но сегодня гипермаркеты предлагают множество растительных продуктов — может быть, нам пора прекратить убивать животных, и диких, и сельскохозяйственных?
«Защищать животных и при этом есть мясо — лицемерие», — говорит Эв Хазина. Оксана Звиденная не согласна с такой программой. Она убеждена, что забота о природе вовсе не требует веганства или вегетарианства. Коренные народы относятся к окружающей среде с предельным уважением и при этом едят мясо: без него просто не обойтись в климате, где полгода — снег и мороз.
«Однажды в суровую дальневосточную зиму я оказалась почти в одиночестве в зимовье в тайге, — вспоминает этнограф. — На улице минус 30. В соседнем доме — больной лежачий старик. Нам оставили на двоих половину туши изюбря, дальневосточного оленя, но ее украли собаки. Было немного крупы и макарон, мороженая кислая капуста. До прилета вертолета оставалось не меньше двух недель. Во мне проснулись первобытные страхи, и я стала придумывать, как буду просить богов тайги мне помочь добыть зверя и выжить». К счастью, вертолет прилетел раньше.
Нужно прислушиваться к мудрым предкам: они знали, как выстраивать взаимоотношения с природой и принимать себя как ее часть
Мы должны признавать свою собственную природу, не пытаясь переделать ее, считает Оксана Звиденная, но при этом не брать у окружающей природы сверх того, что нам действительно необходимо для жизни.
«Коренные народы верят: если люди неправильно себя повели, нарушили законы предков, природа поставит их на место и объяснит, кто здесь хозяин», — поясняет этнограф. Удача покинет человека или кто-то из близких заболеет, а то и умрет, а может разразиться природный катаклизм. И шаман первым делом спросит: что ты сделал не так? Нужно прислушиваться к мудрым предкам: они знали, как выстраивать взаимоотношения с природой и принимать себя как ее часть, убеждена Оксана Звиденная.
Вовремя слезть с колесницы
Один из природных законов — умирание всего живого. «С момента рождения нам вместе с эросом сопутствует и танатос: финал, к которому мы неумолимо идем, — рассуждает Алла Герман. — Кризис середины жизни — это как раз та точка, когда мы начинаем видеть конечный пункт назначения. Мы признаем естественность физического увядания, но стараемся развить в себе другие, «бессмертные» органы — внутренние очи, уши, познать нечто глубинное о себе и мире и передать это знание дальше». Но если страх смерти в нас слишком силен, он может заставить чувствовать, что природа — это враждебная сила, законам которой мы хотели бы противостоять. Тогда мы пытаемся отрицать наше родство и в результате нарушаем и собственную экологию.
На страхе увядания играют разные индустрии: пищевая, косметическая, медицинская — растягивая первую, «молодую» половину жизни. Нам предлагают омолаживающие программы очищения, косметику, развлечения, за которыми мы забудем о конечности бытия. Но когда мы не желаем видеть финальную точку нашего существования, пропускаем важную стадию зрелости, считает аналитический психолог. Ту самую, на которой мы перерастаем эгоистично-потребительский подход, что часто свойствен молодости, и получаем шанс ощутить связь со всем живым на планете.
В погоне за молодостью мы часто переоцениваем возможности. Алла Герман предлагает вспомнить миф о Фаэтоне: «Его мать, земная нимфа, хотела, чтобы он, как его отец Гелиос — Солнце, был богом. Но он родился человеком и не смог, как ни старался, справиться с колесницей Гелиоса. Нас, человечество, сегодня «несет» на огненной колеснице. И мы никак не можем остановиться, хотя понимаем, что рискуем погибнуть, не замечаем, что мчимся от себя, от своей природы — во всех смыслах».
Нам пора учиться экологическому мышлению! Начать можно уже сегодня, уверена Эв Хазина. Например, прежде чем покупать продукт, задуматься: что я сделаю с ним, как поступлю с упаковкой? Нужно ли мне это пальто, сколько я его проношу? Что мне даст это образование? Для чего я работаю? Трачу ли я энергию на то, что для меня действительно экологично? Задавать себе эти вопросы — простой, но полезный навык, считают психологи.
Проверить жизнь на экологичность
Мы строим множество планов. А насколько полезной для нас окажется их реализация? Конечно, все возможные последствия мы вряд ли просчитаем. Но иногда будущее дает интуитивный отклик в настоящем. Футуропсихолог Алексей Михальский предлагает использовать для проверки технику «обратного планирования».
Выбираем уютное место и представляем, что через день (неделю, год — период назначаем, какой хотим) мы сидим здесь же, нам хорошо и тепло, а все задуманное выполнено. Максимально точно представляем в будущем себя и спрашиваем: что из сделанного за этот период дало чувство удовлетворенности? Что было экологично для меня и других? Это 15-минутное упражнение позволяет осознать самые главные вещи, которые и дали нам в «будущем» чувство реализованности.