Кристоф Андре
Работает в Медицинском центре Святой Анны в Париже
Зачем нужно счастье

У психологии тоже есть свой взгляд на счастье. Его можно рассматривать как чувство, точнее, как «внутреннее осознание эмоции» — так его определяет американский нейропсихолог Антонио Дамасио (Antonio Damasio). Иными словами, если вы счастливы, вы одновременно ощущаете, что вам очень хорошо, и отдаете себе отчет в этом ощущении.

Соответственно, все, что мешает осознавать приятные моменты, не дает нам быть счастливыми: тревожность, депрессия, суета, из-за которой мы невнимательны к себе, повседневные заботы, вызывающие у нас слишком сильную реакцию.

Другой враг нашего счастья — неумение жить в настоящем. Когда мы постоянно возвращаемся мыслями к прошлому или надеемся на счастье в будущем, то не замечаем то хорошее, что происходит с нами в данный момент. Об этом знали еще в древности, но нам по-прежнему нужны усилия, чтобы научиться воспринимать маленькие радости жизни.

Просто комфорта — когда нам тепло, мы сыты и чувствуем себя в безопасности — недостаточно, чтобы испытать счастье. У счастья есть еще две важные составляющие: ощущение полноты бытия (когда мы достигли «высшего» состояния, в котором больше нечего желать, кроме как продлить его) и исчезновение чувства проходящего времени.

Счастье очень неустойчиво. В отличие от страха, гнева или тревоги, оно не имеет смысла с точки зрения эволюции, это роскошь, которую мы можем себе позволить лишь изредка. Но все-таки мы можем испытывать его чаще и дольше. Позитивная психология, активно развивающаяся в мире начиная с 1990-х годов, утверждает, что «субъективное благополучие» вытекает из умения справляться с отрицательными эмоциями и культивировать положительные. Дополнительным стимулом к этому может служить то, что счастье «полезно для здоровья»: оптимизм, прочные социальные связи и положительные эмоции отчасти защищают нас от болезней.

Это роскошь, которую мы можем позволить себе лишь изредка, но именно она дает нам силы жить

Зачем нам нужно счастье? Этот вопрос, по-моему, очень важен. Ведь человек — единственное живое существо, знающее о своей смерти. Осознавая себя смертным, человек нуждается в том, чтобы найти в себе силы жить, и эти силы ему дает счастье. Как прекрасно сказал Марсель Пруст, счастье — это такая «радость, близкая к уверенности», которая способна сама по себе сделать так, чтобы «смерть стала мне безразлична»*.

* М. Пруст. «Обретенное время». Амфора, 2007.