15 секунд просвещения: преимущества и недостатки клипового мышления
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Клиповое мышление — это когнитивный процесс, при котором человек обрабатывает информацию в коротких, сжатых форматах, в значительной степени полагаясь на яркие образы и поверхностное понимание их сути. 

Плюсы клипового мышления 

Креативность

Клиповое мышление побуждает мыслить нестандартно и выдвигать уникальные и новаторские идеи. Разбивая сложные проблемы на более мелкие фрагменты, мы можем подходить к ним с другой точки зрения.

Эффективность

С помощью этого мышления мы быстрее обрабатываем информацию, тем самым повышая свою производительность и привыкая быстрее принимать решения. 

Адаптивность

Клиповое мышление способствует развитию адаптивности: мы учимся переключаться между задачами и идеями, чтобы соответствовать быстро меняющейся среде.

Коммуникативность

Такое мышление позволяет общаться, используя короткие, лаконичные сообщения. Для чего это может быть полезно? Например, для работы с рекламой и социальными сетями, где нужно много и быстро обмениваться информацией.

Минусы клипового мышления

Поверхностное понимание

Клиповое мышление чаще всего не предполагает погружения в тему, что может препятствовать развитию критического мышления и приобретению действительно необходимых знаний.

Предвзятость мнений

Когда мы полагаемся на информацию, которая подается в небольшом и фрагментированном объеме, нам становится сложно избежать предвзятости.

Зависимость от технологий

Клиповое мышление формируется при помощи технологий, поэтому мы можем стать слишком зависимыми от последних — к примеру, от искусственного интеллекта и рекомендательных систем. Тем самым, кстати, уже тормозя, а не ускоряя процесс принятия обоснованных решений. 

Трудность в построении связей

Когда мы сосредотачиваемся на отдельных фактах или моментах, нам становится сложнее устанавливать связи между ними и видеть картину в целом.

Как уменьшить негативные последствия клипового мышления

В настоящее время разработано множество способов для минимизирования вышеперечисленных последствий — ключевым, на мой взгляд, является изучение классической литературы. Классические произведения представляют собой подробные тексты со множеством описаний и деталей и требуют от читателей внимания и полного погружения — чтобы понимать последовательность событий и логику происходящего. Читая такие произведения, мы можем развивать навыки, которые «западают» из-за клипового мышления. 

Художественные фильмы могут быть не менее полезны в этом вопросе, так как сочетание визуальной и слуховой информации требует особого внимания к повествованию. Они тоже побуждают нас критически мыслить, уделять время анализу развития персонажей и различных сюжетных элементов. Такое погружение препятствует использованию клипового мышления, поскольку нам, обрабатывая разные сюжетные ветки и “профили” персонажей, приходится удерживать в голове много разной информации. 

Таким образом, клиповое мышление может быть как полезным, так и вредным — в зависимости от обстоятельств. Чтобы избежать негативных последствий, нужно диверсифицировать источники информации, развивать параллельно критическое мышление, обращать внимание на контекст и работать над навыками, которые ослабевают из-за клипового мышления.

Татьяна Зубова
Татьяна Зубова

Психолог, коуч ECA, преподаватель и практик международной школы осознанности Access Consciousness