«Крик — последний аргумент»: 3 жизненных примера — как реагировать на манипуляции
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Крик — самый первый и очень действенный способ социального взаимодействия, данный нам с рождения. Ребенок, появляясь на свет, заявляет о своем присутствии криком, приковывая внимание всех, кто оказывается в поле действия. Цель манипуляции проста: выразить желание или протест, потребовав от окружающих решить вопрос.

Во взрослом возрасте мы продолжаем использовать крик, чтобы заставить других что-то сделать

При разных условиях и по разным причинам, но кричат все без исключения. Спектр применения манипуляции крайне широк. Рассмотрим три распространенных ситуации из жизни, где люди используют крик, чтобы управлять другими людьми.

Примеры из жизни

1. Начальник кричит на подчиненных

Цель: заставить быстро совершить действия.

Принцип работы: выброс адреналина активирует реакцию «бей или беги». Подчиненные, связанные страхом потерять внезапно средства к существованию или должность, безропотно разбегаются выполнять указания.

Скрытый посыл: человек кричит, когда более тихие аргументы исчерпаны. В этот момент видна крайняя точка его психического напряжения.

Как реагировать? Сознательно усугубите ситуацию, доведя до нервного срыва. А дальше используйте незащищенное состояние эмоциональной опустошенности в своих целях. Ведь в этот момент ваши эмоции и трезвые рассуждения будут восприняты как рука помощи. Возникнет доверие, которое может привести к повышению по карьерной или финансовой лестнице.

2. Телевизионные герои орут друг на друга

Цель: получить как можно больший общественный резонанс.

Принцип работы: некоторые телевизионные передачи создают напряженно-кричащую атмосферу и прибегают к языку ненависти, чтобы побудить к действию. В итоге даже далекие от темы люди сопереживают, не в силах оторвать взгляд от телевизора. В этот момент их легко спровоцировать на действие.

Скрытый посыл: взволнованный человек ищет решение проблемы. Он с радостью откликнется на призыв отдать деньги на благотворительность или проголосовать в поддержку решения организаторов проекта — только бы найти выход спровоцированным эмоциям. Гормональный процесс запущен, и человек добровольно участвует в решении проблемы.

Как реагировать? Если не хотите участвовать, не смотрите. Если смотрите, то будьте готовы. Хотите организовать подобную ситуацию? Сделайте так, чтобы люди о ней кричали.

3. Члены семьи громко выясняют отношения

Цель: отстаивание интересов.

Принцип работы: когда тихая просьба не работает, а очень нужно добиться результата, крик может усилить мотивацию к действию или обозначить границы, за которые заходить нельзя. Также крик в отношениях может быть попыткой доминирования сильного над слабым.

Скрытый посыл: когда на нас кричат, мы почти перестаем понимать речь, организм посылает сигнал опасности. И если нет цели или возможности уйти от раздражающего фактора, то мы подчиняемся, стараемся выполнить все условия для восстановления гармонии. Тот, кто умеет кричать, оказывается психологически сильнее и побеждает, даже если не прав. И человек, хорошо владеющий этим способом, будет использовать такой инструмент для подавления личности, когда сочтет нужным.

Как реагировать? Если вы не намерены «побеждать» оппонента с помощью крика, сразу установите границы: объясните, что будете общаться, только когда он успокоится. Сохраняйте спокойствие, говорите размеренно.

Может ли крик быть позитивным

Крик — метод взаимодействия, который можно использовать и в благих целях: улучшить качество жизни, научить, уберечь от опасности. Например, крик о помощи может вспугнуть недоброжелателя, послав в его нейронные связи сигнал тревоги, и спровоцировать проявление альтруистической защиты или заботы у оказавшихся рядом людей.

Многие люди подавляют такое проявление вследствие воспитанных этических норм поведения. Хотя подобная реакция естественна и основана на базовом инстинкте самосохранения. Так, один мой друг учил дочь кричать на улице с целью побороть стеснение. Он считал, что крик — более действенный способ самообороны, чем применение ответной физической силы.

Однако крик все же активно-оборонительное проявление агрессии, которое оправдано только в некоторых случаях. Использовать его нужно с большой осторожностью, задумываясь о том, оправдывают ли цели выбранное средство.

Татьяна Карханова
Татьяна Карханова

Специалист в области массажа, рефлексотерапии, традиционных и нетрадиционных методик оздоровления