От дорам до РПП: как увлечение современной корейской культурой вредит здоровью

Кадр из дорамы «Отель „Дель Луна"»

Фото

Кинопоиск

Корейская волна

В 1994 году президент Южной Кореи Ким Ёнсама объявил о необходимости развития страны через культурную политику. В итоге благодаря государственной поддержке и вложениям в индустрию развлечений зародилась «корейская волна» — интерес к южнокорейской культуре сначала в других азиатских странах, а потом и во всем мире. 

Музыка

Одна из главных составляющих корейской волны — это популяризация корейской поп-музыки. Для мира все началось в 2012 году, когда PSY выпустил песню Gangnam Style: клип стал первым видео в истории YouTube, набравшим миллиард просмотров, и до сих пор входит в топ-10 роликов на платформе с уже 4,9 миллиардами просмотров. 

Позднее, в 2013 году, дебютировала южнокорейская мужская группа BTS, которая, по мнению многих музыкальных критиков и исполнителей, проложила путь к-попу на запад: в частности, она стала первой в мире к-поп группой, получившей награду премии Billboard Music Awards, возглавившей американский чарт и получившей номинацию на премию Grammy. А в 2021 году BTS в качестве посланников Южной Кореи по вопросам культуры и молодежи выступили на заседании ООН — с речью о пандемии, проблемах молодежи и неравенстве. 

Сейчас вряд ли найдется тот, кто хотя бы раз не слышал корейских хитов: их крутят по радио, включают в магазинах и кафе, используют для создания контента в соцсетях. Просто не все догадываются, кто является исполнителем. Фанаты же — десятки миллионов человек — посещают мировые туры любимых групп, скупают вещи с их символикой и даже переезжают в Южную Корею.

Кино

Не менее (а то и более) важную роль в распространении корейской культуры сыграло кино. В 2020 году фильм «Паразиты» получил «Оскар» за лучший фильм, в 2021 году сериал «Игра в кальмара» стал самым популярным в истории Netflix — меньше чем за месяц его посмотрели 111 миллионов человек. После этих картин корейский кинематограф стал в разы популярнее.

Но корейский кинематограф — это еще и дорамы, то есть корейские телесериалы. Рост внимания к ним, особенно в России, пришелся на 2016 год, когда появились такие картины, как «Потомки солнца», «Алые сердца: Коре», «Гоблин», «Фея тяжелой атлетики», «Золушка и четыре принца». Сейчас только в интернет-сообществах по переводу корейских сериалов и шоу на русский язык состоит более миллиона участников.

Последствия корейской волны: усиление культа красоты

В Азии всегда был определенный стандарт красоты — фарфоровая кожа, хрупкое телосложение, v-образное лицо, нос с высокой перегородкой и маленькие, но пухлые губы. Никого не останавливал тот факт, что природа наградила население противоположной внешностью.

Со временем и ростом влияния индустрии развлечений на жизнь людей, кажется, мало что изменилось в лучшую сторону: индустрия отбеливания кожи зарабатывает около 9 миллионов долларов в год, а многие родители дарят детям на день рождения сеанс блефаропластики — операцию, которая делает из азиатского века двойное, со складкой. По словам известного пластического хирурга Энтони Юна, к нему с просьбой о такой операции обращалась даже мама восьмилетнего ребенка.

В отличие от европейских стран, в Южной Корее практически не существует такого явления, как позитивное отношение к телу. Наоборот, считается нормой сравнивать себя с другими и комментировать чужую внешность. «Я считаю себя здоровой девушкой с хорошей фигурой. Здесь мне говорят, что я толстая и я буду выглядеть намного лучше, если похудею — просто потому, что я не похожа на звезду к-поп, которая весит меньше 50 килограммов», — поделилась в интервью The Korea Times австралийка Камилла, переехавшая в Корею. 

Как достигаются стандарты корейской красоты

Диеты

Айдолам нужно поддерживать себя в небольшом весе (а иногда делать это в срочном порядке перед каким-то мероприятием), поэтому они часто сидят на строгих диетах — параллельно посещая спортзал и днями напролет занимаясь танцами. Решение о том, надо ли артисту сесть на диету, принимает его компания. Например, Хираи Момо, участница группы TWICE, перед дебютом в течение недели питалась одним кубиком льда в день. Ей удалось сбросить 7 килограмм, но она была на грани истощения и боялась спать — ей казалось, что она не проснется. А Джину из BTS почти год позволяли есть только куриное филе — одно в день. 

Операции

Многим айдолам приходится ложиться под нож хирурга: менеджеры компании рекомендуют спиливать углы челюсти, корректировать скулы, делать ринопластику и блефаропластику, чтобы соответствовать стандартам красоты.

Косметика

В первую очередь речь идет, конечно, об использовании филлеров и ботокса, но не только. В 2011 году особую популярность приобрел десятиступенчатый корейский уход за кожей: чтобы получить идеальную кожу, нужно наносить 10 косметических продуктов один за другим. Корейские блогеры, айдолы и другие знаменитости активно демонстрировали положительный эффект, но со временем к системе стало возникать все больше вопросов. 

Многие дерматологи утверждают, что кожа будет лучше, если на на нее наносить минимальное количество средств — в противоположном случае разрушается гидролипидный барьер кожи и закупориваются поры. Значит, десять ступеней — это маркетинговый ход, который позволяет косметическим компаниям наживаться на поклонниках корейской культуры?

Линзы

Одна из проблем со внешностью, с которой часто сталкиваются корейцы (и тем более знаменитости), — уставший взгляд. Но они нашли способ борьбы с ним без хирургических вмешательств: придать живости взгляду можно с помощью цветных линз, «увеличив» размер зрачка. Певица Пак Субин рассказывала в своем блоге, что продюсер заставляла ее во время подготовки к дебюту носить линзы — девушка еще год после окончания карьеры не могла отказаться от них и привыкнуть к своему взгляду.

«На меня обрушилось столько фотографий миниатюрных корейских девушек, что я стала критически относиться к собственному телу. Я весила 54 килограмма, но считала себя толстой. Я начала чрезмерно тренироваться, даже пропускать приемы пищи. Когда это не дало результатов, я перешла на диеты корейских знаменитостей. Ни к чему хорошему это не привело», — рассказала в интервью The Korea Times девушка из США. 

Популяризация корейской культуры привела к тому, что сотни тысяч людей по всему миру пытаются соответствовать нереалистичным стандартам, согласно которым, к примеру, девушки с ростом 170 см должны весить не более 54 килограммов. Они повторяют опыт айдолов, а потом сталкиваются с расстройствами пищевого поведения.

«Чтобы убрать страх осуждения со стороны других людей, важно понять, что вы — не только ваша внешность»

Мария Вайс — женский психолог, сексолог

Мы живем в век соцсетей, в век нарциссический. Многие из нас не видят и не понимают своей уникальности, отличия от других. Мы очень привязаны к внешнему, считаем, что если носим размер s, то непременно будет хороший муж, хорошая работа, счастье, любовь и радость. Эта мысль заставляет многих женщин размера L не ходить на свидания, пока не похудеют, не просить повысить себе зарплату, раз они пока «плохо» выглядят. Их внешность сильно связана с самооценкой, что не есть хорошо.

Чтобы убрать страх осуждения со стороны других людей, важно понять, что вы — не только ваша внешность. Вы — личность. Важно иметь собственное мнение на тему своего внешнего вида, видеть хорошее и признавать свои зоны роста. Подойдите к зеркалу, сняв с себя одежду. Посмотрите на себя. Какие первые мысли вас посетят? «Ой, тут висит, тут надо подкачать, тут некрасиво», — это значит, что вы относитесь к себе негативно, нужно менять восприятие на позитивное. 

Люди отпускают замечания про внешность другого только тогда, когда он сам в ней не уверен. Где тонко, там и рвется. Поэтому если сформировать позитивное отношение к себе, то вас перестанут беспокоить комментарии про вашу внешность. Уверенный в себе человек, неважно, какого размера его тело, очень привлекателен, и любые замечания от него отлетают. Он их просто не видит и не слышит».

Полюбить свое тело можно через контакт с ним

Для лучшего контакта я рекомендую делать самомассаж, растяжку, заниматься плаванием и спортом в целом. Подходить к зеркалу каждый день и говорить, глядя в него: «Теперь я тебя вижу, я тебя освобождаю от сравнений. Я себя освобождаю от сравнений с другими, я себя признаю, даже в таком весе, даже в таком возрасте, я имею права на счастье. Я имею права быть любимой, имею право быть нужной». Познакомиться со своим телом также помогают практики на пробуждение сексуальности, на исследование своих эрогенных зон и непосредственно занятие сексом. А увидеть свою красоту можно с помощью упражнения с зеркалом.

Чтобы при этом не уйти в крайность и не начать оценивать себя только за внешнее, выпишите, что вы из себя представляете. Какое у вас образование, какие навыки, какими качествами вы обладаете. Это то, что от вас никуда не денется — ваш опыт, в отличие от вашей внешности, всегда с вами. Почаще говорите себе, чего вы достигли. Почаще называйте себя умницей и молодцом.

Мария Вайс
Женский психолог, сексолог, коуч, телесно-ориентированный терапевт

Женский психолог, сексолог, коуч, телесно-ориентированный терапевт

«Моя цель — ваша уверенность и любовь к себе»
Личный сайт