Поиски предназначения в разном возрасте: как найти дело по душе даже в 40 лет
Фото

Unsplash

Мне близок подход психолога Виктора Франкла, который описал предназначение как смысл жизни. Он дал ему следующее определение: «Это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели». Действительно, еще философ Фридрих Ницше озвучил: «Тот, у кого есть, „зачем“ жить, может выдержать любое „как“». 

Порой именно этот смысл и позволяет людям начать наслаждаться жизнью. Благодаря тому, что человек делает то, что доставляет ему удовольствие и приносит пользу миру, он укрепляется в своих опорах, повышает свою самооценку. И это позволяет ему расти во всех сферах жизни.

Раскрытие предназначения зависит от возраста. Расскажем о трех основных этапах.

Детство и юность

Будучи маленьким, человек еще не задумывается о своем предназначении, он просто делает то, что ему нравится. Так, талантливые, одаренные люди зачастую с детства знают, чем хотят заниматься. Поэтому мы видим пятилетних пианистов, скрипачей и виолончелистов. Наблюдаем, как будущие спортсмены уже учатся вырабатывать силу воли, занимаясь в залах. Почему они делают это? Потому что у них есть к этому невероятная тяга. Это то, что не делать практически невозможно.

Как увидеть такой талант в своем ребенке? Поверьте, он вам сам об этом расскажет и потребует, что надо. Главное — предоставить ему поле для возможностей и исследования себя.

Если вдруг таланты еще не проявились, а потребность узнать свое предназначение в этом возрасте уже есть, то это означает, что, скорее всего, у человека есть какая-то способность, которая еще не была развита.

20-30 лет

Что обычно хотят молодые люди в 20 лет? Хороших отношений, много друзей, путешествий, тусовок, денег, веселья. Кто-то, кто посерьезнее, хочет окончить университет, получить диплом, поступить в аспирантуру или найти хорошую работу в сильной компании. Одни хотят руководить, а другие — изучать новые материи, исследовать глубины галактики. Кому-то хочется поскорее замуж и воспитывать малышей. И все это тоже виды предназначений.

В 20 лет достаточно просто спросить себя «Чего я хочу?» и пойти заниматься этим. В это время еще весь мир лежит перед тобой.

Задайте себе вопрос: какой свой навык я хочу развить? Возможно, я хочу танцевать? Или петь? А может быть, заниматься рисованием?

Нахождению предназначения в этом возрасте может мешать неумение ставить цели и простраивать путь к их достижению. Потому что участок головного мозга, отвечающий за мотивацию, планирование, исполнение цели у современных людей формируется только к 24 годам. Поэтому часто именно отсутствие навыка долгосрочного планирования не позволяет молодому человеку достичь того, что человек хочет.

К тому же молодежь видит успех более старшего поколения и хочет получить то же самое, но прямо здесь и сейчас. Важно помнить, что за всем этим стоит огромный опыт и длинный пройденный путь. 

30-40 лет

На самом деле это возраст, когда о предназначении задумываются большинство людей. Они оценивают то, что уже есть в их жизни и чего еще они хотят достичь. Они уже преодолели многие трудности и приобрели некий опыт, который уже встроился в их личность. Часто именно он и становится основой поиска «чего-то большего».

Итак, способ нахождения предназначения в возрасте 30-40 лет заключается в том, чтобы спросить себя:

  • Какой опыт у меня есть?

  • С какими сложностями мне пришлось столкнуться?

  • Чему ценному я научилcя(-ась) через этот опыт?

  • Как это опыт может стать основой моего предназначения?

В этом возрасте люди более трезво относятся к себе, своим способностям и талантам. В их жизни было уже много неудач и разочарований. Они перепробовали различные стратегии и уже четко понимают, что им нравится, а что нет.

При этом часто случается так, что у человека к этому времени формируется большое количество ограничивающих убеждений: слова родителей и близких часто давят и не позволяют поверить в себя, решиться на новое начинание. То есть то самое прошлое, которое становится ключиком к нахождению предназначения, может стать и замком, закрывающим путь к желаемому. Именно в этом возрасте актуализируются многие детские травмы. Так что не стоит пренебрегать походом к психотерапевту!

40 +

Когда человеку уже больше 40, он уже научился некоторым знаниям, получил опыт и теперь может нести это в мир. Он становится взрослым в общечеловеческом плане. 

Розовые очки уже сняты. Подростковый максимализм остался позади. Возникает состояние, которое Франкл назвал «трагическим оптимизмом». Если описать его словами великого психотерапевта, то оно будет звучать так: «Мир находится в плохом состоянии и будет становиться хуже до тех пор, пока каждый из нас не сделает то лучшее, что он может».

В этом возрасте пора задуматься о том, что ценного вы можете сделать для мира.

Спросите себя: какая несправедливость есть в этом мире? Что я могу исправить? Чем я могу быть полезен(-на) для мира?

Вместе с тем и в этом возрасте есть много сложностей. Людям уже сложно полностью менять свою жизнь и начинать все заново. Нередко им кажется глупым пробовать себя в новых сферах, они ограничиваются уже привычными знаниями и достижениями.

Однако важно понять, что мы в любой момент можем научиться чему-то новому и даже в 60 лет можно сесть на студенческую скамью, даже в медицинском университете! Просто потому, что так хочется и это полезно для мира.

Марьям Хайдарова
Марьям Хайдарова

Психолог

Личный сайт