Ресурсное проклятие: как таланты могут препятствовать нашему развитию
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Вера в одаренность: польза или вред

Мы часто видим перед собой примеры людей, которым многое дается легко. Кто-то прекрасно поет, хотя никогда не учился в музыкальной школе, кто-то может заряжать толпу, и на его публичные выступления билеты раскупают за многие месяцы. Кто-то имеет предпринимательскую жилку, всегда точно угадывает время для запуска успешного стартапа и знает, в какой проект точно стоит вкладываться.

Даже если взять истории успешных людей, многие из них выглядят так, будто талант человека долгие годы «ждал» возможности раскрыться. Например, Ингеборга Моотц впервые занялась инвестированием в возрасте 75 лет, причем эту идею не поддержали даже ее родственники. Но за последующие двадцать лет домохозяйка заработала более 3 млн евро. Другой популярный пример — Рут Флауэрс, известная как Мами Рок, которая в 66 лет познакомилась с клубной культурой и в 68 лет стала всемирно известным ди-джеем.

Но концентрация на идее о врожденных талантах может достаточно сильно мешать самореализации. Среди ее последствий:

  • Развитие инфантилизма — фраза «у меня просто нет талантов» помогает смириться с успехом других и с тем уровнем, который имеем мы сами. Это приводит к перекладыванию ответственности с наших действий на наши гены.

  • Риск провала на полпути — даже если у человека есть врожденные склонности к какой-то деятельности, этого недостаточно для достижения успеха — без самодисциплины и постоянной практики прийти к выдающимся результатам невозможно. Поэтому сфокусированный и нацеленный на результат «посредственный работник» зачастую добивается большего, чем «талантливый». Так, к примеру, история Уолта Диснея началась с неудач. Он был уволен с работы в газете за нехватку воображения и хороших идей, а его первые мультики отклонялись анимационными студиями как «слишком страшные».

  • Возникновение стресса и страха ошибок — до сих пор бытует мнение, что ошибки — удел «троечников», а талантливый человек должен быть талантлив во всем, то есть демонстрировать постоянную успешность. Эта необходимость соответствовать уровню таланта, о котором говорят окружающие, может привести к страху перед любым шагом на пути самореализации и хроническому стрессу.

«Миф об одаренности может превратить человека в невротического перфекциониста с комплексом самозванца и создавать конфликт между социально завышенной оценкой и субъективной заниженной самооценкой», — отмечает Настя Травкина, научная журналистка и автор книги «Homo Mutabilis».

Наследственность vs среда: научная точка зрения

Вопрос о том, что влияет на человека больше, наследственность или среда, занимает ученых уже не один век. Если сначала была распространена идея tabula rasa, человека как чистой доски, то в XX веке стали говорить о главенстве генетических факторов, определяющих уровень интеллекта, таланты человека и черты его характера.

Современная наука утверждает, что полностью отделить одно от другого и сказать, какие именно признаки являются наследуемыми, а какие — приобретенными, очень сложно. Многие исследования носят противоречивый характер и не дают однозначного ответа. Так, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин считает, что IQ и базовые характеристики темперамента в среднем на 50 процентов зависят от генов, а на 50 процентов — от среды.

Даже если рассмотреть один из самых знаменитых примеров о врожденном таланте, историю Вольфганга Амадея Моцарта, важно помнить, в какой семье он рос: его отец, легендарный музыкальный педагог Леопольд Моцарт, был невероятно прогрессивным человеком по тем временам и считал, что воспитывать детей нужно не через наказания, а через любовь к делу. 

Потенциал вместо таланта

Безусловно, каждый из нас имеет определенные склонности, способности и интересы. Но они могут по-разному раскрываться в течение жизни. Человеческий мозг нейропластичен — он может меняться под воздействием среды и обучения, причем происходит это как в детском, так и во взрослом возрасте. Нейронные сети в мозгу постоянно конкурируют друг с другом, и те связи, которые долгое время не используются, распадаются. Таким образом, новый опыт постепенно вытесняет более старый, а знания и навыки без постоянной практики постепенно утрачиваются. 

Именно поэтому сегодня гораздо чаще используется понятие потенциала, нежели таланта. Это слово происходит от латинского «potentia», которое можно перевести как «мощность», «сила» или «возможность». Потенциал личности в психологии — это набор скрытых возможностей человека, его личных качеств, способностей, а также накопленных знаний и навыков. 

Концепция потенциала предполагает, что у каждого человека есть определенные качества, врожденные или приобретенные, которые составляют его конкурентное преимущество в определенной сфере. При этом если в отношении таланта принято думать, что он сам пробьет дорогу «хозяину», то ответственность за реализацию потенциала полностью лежит на самом человеке. 

Как раскрыть потенциал

1. Вспомните детские желания и мечты

Детство — это время, когда нам еще не объяснили, как «правильно». Именно тогда мы лучше всего слышим внутренние позывы к какой-то деятельности и с удовольствием на них откликаемся.

2. Следуйте за своим интересом

Именно интерес, внутренняя мотивация и желание развиваться в определенной сфере могут стать компасом, который поможет отыскать скрытый потенциал. 

3. Не ставьте цель найти одно дело на всю жизнь

Окружающий мир постоянно меняется, а параллельно с ним меняется наш внутренний мир: интересы, потребности и даже ценности могут «обновляться». Зная, что выбор не обязательно делать на всю жизнь, вы снизите уровень стресса и избавитесь от оцепенения перед новым делом.

4. Разрешите себе ошибаться

Ошибки — важная часть любого пути. Как только мы научимся принимать их и извлекать из них уроки, наш рост пойдет намного эффективней. 

Факт, который приводит Травкина: в компании X Development, основанной Google в 2010 году, награждают признанием, бонусами и отпусками тех, кто быстрее выявляет ошибки своего проекта, признает его провальность и раньше других отказывается от бесперспективных разработок. 

5. Учитесь совершать усилие, но не насилие над собой

Без самодисциплины добиться результатов практически невозможно, но важно отличать понятия усилия и насилия над собой. Усилие предполагает признание и уважение собственных ресурсов, желаний и потребностей. Сделать еще один шаг, проявить силу воли, но при этом не навредить себе — это и есть залог планомерного движения к цели на длинной дистанции.

Юрий Мурадян
Юрий Мурадян

Предприниматель, бизнес-коуч, сооснователь Академии коучинга 5 Prism