Во вред себе: 6 мифов о селфхарме

Что заставляет людей разного возраста, и прежде всего подростков, причинять себе боль? Такой нетривиальный диалог со своим телом выбирают те, кто не умеет другим, безопасным способом снимать душевное напряжение, справляться со своими эмоциями в трудных жизненных ситуациях.

«Селфхарм всегда был выходом для меня, еще лет с семи, наверное. Тогда я не знала, как это называется, но наказывала себя. За лишнюю еду, за слезы. Я была очень пухлым ребенком, поэтому могла голодать неделями, потому что позволила себе съесть шоколад. Потом проблем становилось все больше и больше, а наказания — все строже. Я лишала себя сна, еды, била себя, резала… Я рассказывала о своей проблеме всем. Я просила помощи, но меня выставили просящей внимания идиоткой». (Валя, 17 лет)

«Я занимаюсь селфхармом почти одиннадцать лет. Не могу вспомнить, с чего все началось. В раннем возрасте я в основном наказывал себя за несоответствие родительским ожиданиям, но причин для самоповреждения у меня было много. Среди них — пьющий член семьи, чувство несправедливости и сожаление оттого, что я никогда не смогу помочь всем… Сейчас мне тяжело представить себя без лезвий в чехле телефона и нескольких десятков рубцов по всему телу, не говоря уже о сотне шрамов… Не романтизируйте селфхарм. Это вовсе не красиво…» (Матвей, 15 лет)

Это фрагменты признаний, которые опубликовала на своем сайте ученица Европейской гимназии Варвара Боганцева. В создании ресурса, честно и понятно рассказывающего о селфхарме, у нее был личный интерес: «У меня есть друзья и знакомые, склонные к самоповреждению, и я знаю, насколько это неприятно — чувствовать свою беспомощность и не понимать, какую помощь я могу им оказать. Надеюсь, проект пригодится и другим людям со схожей проблемой». Варвара собрала на своем сайте несколько устоявшихся мнений о саморазрушительном поведении. Мы попросили прокомментировать эти мифы подросткового психолога Настасью Крысько.

1. Селфхарм — это всегда попытка суицида

Нет, не всегда. Человек может наносить себе повреждения с другой целью: чтобы справиться с тяжелыми для него или нее переживаниями, травматичными ситуациями, например, насилия или буллинга, неудачами в какой-то значимой области, а также с невозможностью контролировать свою жизнь. Или желая наказать себя за что-то.

Американский психолог Томас Джойнер, признанный эксперт в области суицидального поведения, обратил внимание: чем дольше человек практикует селфхарм, тем ниже у него страх смерти, то есть происходит своего рода «привыкание» или, по-научному, «десенсибилизация» к боли. Среди событий, которые ведут к снижению страха смерти, также выделяют психологические травмы детского возраста и тяжелые болезни, вызывающие страдания. Всегда важно уточнять у самого человека (когда он согласился говорить на эту тему) его мотивы и намерения.

2. Селфхарм — это когда режут вены

Способов самоповреждения много. Некоторые люди прибегают к разным вариантам, а некоторые используют один и тот же способ постоянно. Основа любого самоповреждения — НАМЕРЕННОЕ причинение себе вреда с определенной целью (саморегуляция, отвлечение, наказание и так далее). Кроме порезов разных частей тела, встречаются и такие способы самоповреждения, как:

  • переедание и недоедание,
  • кусание себя,
  • ожоги,
  • втыкание в себя предметов,
  • удары о стены,
  • преднамеренная передозировка,
  • чрезмерные физические нагрузки с целью причинения себе вреда,
  • выдирание волос,
  • участие в драках, в которых непременно будут нанесены травмы.

Некоторые исследователи выделяют так называемый эмоциональный селфхарм: он может заключаться в том, чтобы специально злить кого-то, провоцировать, чтобы на тебя накричали в ответ. Другой способ — намеренно вступать в отношения, в которых не хочешь находиться, быть с теми, с кем не хочешь быть, заниматься сексом, когда не хочется, не давать себе проводить время с теми, кого любишь, наказывая себя.

Во вред себе: 6 мифов о селфхарме

3. Селфхарм — это всегда попытка привлечь внимание

Сегодня специалисты уже не делят суицидальное и самоповреждающее поведение на «истинное» и «демонстративное». Но люди по-прежнему упрекают таких подростков в умышленном причинении себе вреда, в манипулировании другими. Меня как специалиста это расстраивает. Почему взрослые так реагируют?

Думаю, дело в испуге и дефиците информации — куда проще выбрать стратегию обесценивания или игнорирования, оставляя человека один на один со своим страданием. Но обесценивание происходящего — неполезная реакция.

Помощь взрослых должна быть системной, командной: важно понять, почему подросток прибегает к селфхарму, с какой целью

Когда взрослые не придают особого значения потребностям и трудностям подростка или вовсе не замечают их, это может приводить к сильным эмоциональным переживаниям, актам самоповреждения и закрепиться в его сознании как единственный способ получить поддержку от семьи или друзей, если только в этих случаях он получает отклик.

Взрослым, которые заметили признаки такого поведения у подростка, я рекомендую обратиться к психологу или психиатру, которые смогут прояснить состояние ребенка и помочь. Помощь взрослых должна быть системной, командной: важно понять, почему подросток прибегает к селфхарму, с какой целью, какие навыки саморегуляции можно у него развивать. Важно, чтобы психолог обсудил со всеми членами семьи механизмы селфхарма, развенчал мифы, помог семье продумать способы поддержки и, если это потребуется, сформировать навыки общения и поведения в конфликтах. У родителей сложная задача: помогать и ребенку, и себе — поэтому важно их поддержать, дать информацию, опору.

4. Селфхармом занимаются только подростки

Это не так: возраст варьируется от четырех лет до шестидесяти и выше. При этом статистические данные показывают, что самоповреждающее поведение действительно наиболее часто встречается у людей подросткового и юношеского возраста, что можно связать с более высокой эмоциональной уязвимостью, с одной стороны, и дефицитом навыков безопасной саморегуляции — с другой. Почти 38% подростков хотя бы однажды пытались поранить себя.

Порезы приводят к выбросу эндорфинов, запускается обезболивающая система, и это дает временное чувство облегчения

И такое поведение может продолжаться всю жизнь. Чем дольше человек прибегает к селфхарму, тем сложнее ему будет отказываться от этого способа. Возникает замкнутый круг: определенная ситуация вызывает негативную мысль, она вызывает сильные эмоции и побуждает человека причинять себе вред. Порезы приводят к выбросу эндорфинов, запускается обезболивающая система, и это дает временное чувство облегчения и покоя. А потом человек начинает винить себя в своих действиях, и круг запускается заново. Или сама проблема, вызывающая разрушительные мысли и эмоции, не решилась, и снова запускается тот же замкнутый круг. Так человек оказывается в ловушке селфхарма.

5. Селфхарм — это болезнь

Болезнью селфхарм назвать трудно — он может быть проявлением психических заболеваний: депрессии, расстройств пищевого поведения, тревожного расстройства, посттравматического стрессового расстройства, шизофрении и так далее. Я бы скорее назвала это небезопасной стратегией совладания, например, со своими чувствами.

6. Селфхарм — это для девочек

Самоповреждающее поведение встречается у людей любого пола. Так что миф, возможно, связан с гендерным стереотипом о том, что «настоящие мужчины» не обращаются за помощью к психологам, ведь это «признак слабости». Еще в этом мифе можно уловить «нотки сексизма»: получается, быть девочкой — это что-то плохое. Статистика показывает, что сегодня все больше мужчин обращаются за психологической поддержкой.

Думаю, в нашем обществе важно работать над дестигматизацией самоповреждающего поведения и психического здоровья в целом. Я очень рада, что к этой работе сейчас подключается много разных сообществ и помощь становится все доступнее и эффективнее.

Настасья Крысько

Об эксперте

Настасья Крысько — подростковый психолог, психотерапевт, руководитель проекта поддержки подростков и их родителей в ситуации депрессии «Ты не один» (Центр «Перекресток»). Настасья ведет Telegram-канал, в котором делится информацией в области психического здоровья, техниками снижения самокритики и поддержки доброго отношения к себе.