текст: Мария Ласточкина 

О чем говорят наши украшения

Индийский браслет из слоновой кости, африканское ожерелье из раковин каури, аметистовые серьги XIX века, перстень с печаткой массивного золота… Нас они соблазняют, украшают, привлекают или отталкивают. И принимают на себя роль амулетов, хранителей памяти и власти.
alt

Как вы думаете, удобно ли ходить в хрустальных туфельках, ну скажем, по улице? Почему же тогда Золушка отправилась в них на бал, где нужно было много танцевать? Почему она не надела что-то более практичное? «В этом и состоит интересный нюанс, – говорит социальный психолог Юлия Федотова. – В сказке ничего не говорится о других ее украшениях, видимо, это был единственный аксессуар костюма. Непрактичные сверкающие туфельки из хрусталя обладали магической силой, и именно на них отреагировал жених. В этом особая миссия украшений: они привлекают внимание. Можно предположить: чем больше их на человеке, тем сильнее его стремление обратить внимание на себя». Простое платье превращается в сказочное, стоит к нему добавить блестящих аксессуаров, – именно этим приемом воспользовалась в свое время Габриэль Шанель, создав первую в истории коллекцию бижутерии. «Это очень древняя и примитивная особенность нашего восприятия – очаровываться всем, что блестит, – продолжает Юлия Федотова. – Причем мужчинам и женщинам это свойство присуще в равной степени».

Символы соблазна

«Оказаться на людях без своих любимых украшений – это все равно что выйти из дома ненадушенной, – уверяет 40-летняя Наталья, поигрывая крупными перстнями Pomellato. – Это не сразу заметно для окружающих, но по самоощущению – как будто не хватает последнего штриха, позволяющего чувствовать себя соблазнительной». Крутить на пальце изящное кольцо, позвякивать массивными браслетами, демонстрируя тонкое запястье, покачивать длинными переливающимися серьгами или трогательно теребить золотую цепочку – все эти полуосознанные действия привлекают внимание к рукам, шее, лицу. И сигнализируют окружающим: «Я хочу привлекать». Впрочем, как считает культуролог Ольга Вайнштейн, функция украшения этим не ограничивается: «Конечно, если украшение сочетается с эрогенной зоной – допустим, драгоценное колье в зоне декольте, – то оно выполняет и эротическую функцию. А если украшения расположены не на «участках желания», то они могут вовсе не иметь эротического значения. Усиление привлекательности для противоположного пола – не основное в использовании украшений. Они значат для нас гораздо больше».

Талисманы и обереги

alt

«Мы, подобно древним, верим, что украшение-талисман защитит нас от «злых духов», дурного стечения обстоятельств, – рассказывает Юлия Федотова. – Или что камешек с дырочкой – «куриный бог» – принесет счастье, а изображение скарабея – удачу... Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией.

Их сила – в нашей психологической установке, в магии символа, значения, которое мы ему придаем». Одна из идей относительно обереговой функции украшений принадлежит французскому философу и этнографу Клоду Леви-Стросу (Claude Levi-Strauss): по его мнению, это связано с тем, что у нас есть «твердые» и «мягкие» части тела. «Мягкие» (уши, нос, рот, половые органы) наиболее уязвимы, а украшения обеспечивают их защиту от неблагоприятных воздействий. «Украшения – для мужчин или для женщин – как правило, располагаются на узких частях тела: шее, кистях рук, талии, лодыжках, – развивает эту мысль Ольга Вайнштейн. – Само слово «аксессуары» происходит от английского access – доступ. И функция украшений и аксессуаров – это «регулировка доступа», обеспечение чувства защищенности. Поэтому исторически украшение – это покров и оберег. Хотя со временем эта функция стала восприниматься символически, как знак силы и власти».

Мужчины и их украшения

Ведущая функция мужских украшений – свидетельствовать о положении в обществе и финансовом достатке, считает культуролог Ольга Вайнштейн*.

«Для классического делового стиля в европейской традиции характерны стандарты эстетического минимализма, что подразумевает небольшой набор украшений: это неброское кольцо, обручальное или с печаткой, запонки, булавка или зажим для галстука. Из нательных украшений это может быть золотая цепочка, но ее не принято демонстрировать, и ее использование больше распространено в южных странах. Итак, сдержанность в украшениях свидетельствует о том, что мужчина принадлежит к деловым кругам.

Противоположная модель – богемный стиль. Это люди творческих профессий: художники, музыканты, архитекторы. Здесь допустима гораздо большая вольность: по нескольку колец на руках, кольца с крупными камнями, серьги в ушах, цепочки, бусы, кулоны. Активное использование аксессуаров здесь сочетается и с более размытым гендерным стандартом: мужчины могут носить длинные волосы и яркие цветные рубашки – это все является знаком человека свободной профессии и также показывает его социальную роль.

Еще один пласт – это подростковая субкультура. Здесь украшения играют совсем другую роль: они указывают на принадлежность к сообществу, к своей группе, что очень важно для переходного возраста. Многие подростковые субкультуры используют избыточные сигналы, чтобы отличать «своих» от «чужих»: например, у «готов» – крупные металлические цепочки, кольца с черепами и шипованные браслеты».

* Ольга Вайнштейн – доктор филологических наук, автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» (НЛО, 2005).

Знаки власти

alt

Украшения всегда указывают на социальный статус человека: метрдотель в дорогой гостинице или продавец в роскошном бутике без труда определят «своего» клиента по запонкам, марке часов. И большинство ювелирных домов имеют свою собственную знаковую символику, например: пантера Cartier, сердечко Tiffany, византийский крест Bvlgary. «Это назначение украшений имеет очень древние корни, в примитивных племенах так: у кого больше украшений, тот и вождь, – комментирует Юлия Федотова. – Не стоит думать, что в этом смысле мы так уж далеко ушли от племенного сообщества. У нас тоже есть свои «племена» – социальные группы, куда мы вхожи: семья, профессиональная среда, друзья или «клуб любителей чего-нибудь». Желание быть лучше других, нравиться, вызывать восхищение присуще современному человеку в той же степени, что и его предкам».

«В советскую эпоху в идеологии моды господствовал постулат скромности: человек не должен был выделяться из толпы, – рассказывает Ольга Вайнштейн. – А украшения ассоциировались с буржуазным классом, от которого надо было дистанцироваться». Времена переменились, и одним из свидетельств перемен наряду с малиновыми пиджаками стали массивные золотые цепи и печатки на мужских руках. На смену такой грубой демонстрации силы и власти со временем приходят более цивилизованные ее формы. «В целом мужчины используют украшения реже, чем женщины, – замечает Ольга Вайнштейн, – для них большее значение имеют аксессуары: обувь, ремень, телефон, портфель, часы, галстук – они гораздо больше говорят и о статусе, и о финансовых возможностях. От этого больше зависит самооценка мужчины».

Воплощенные ценности

«Украшения имеют и чисто материальную (как эквивалент денег), и эстетическую ценность (как предмет искусства, антиквариат), – продолжает Юлия Федотова. – Дорогие украшения – своего рода защита от обесценивания денег». «Бриллианты – лучшие друзья девушки» – это бесхитростное признание из уст Мерилин Монро отсылает к тем недалеким временам, когда женщина была полностью социально зависима и находилась на обеспечении мужчины. В знак любви он преподносил своей избраннице драгоценности – своего рода «страховой депозит» для ее будущего. Чувства мужчины могут угаснуть – такими практическими соображениями объясняется изобилие украшений на восточной женщине. Она надевает на себя все имеющиеся драгоценности одновременно на случай внезапного развода: мужчине достаточно трижды во всеуслышание произнести «талак», и женщина обязана покинуть его дом в том, что на ней надето.

Свидетели чувств

alt

Традиция обмениваться обручальными кольцами – очень древняя: во времена Античности верили, что через безымянный палец проходит артерия, ведущая к сердцу. Их традиционно изготавливали из драгоценных металлов, не поддающихся ржавчине или окислению, – это символизировало долговечность и неизменность, точно так же как бриллиант, подаренный во время помолвки, означал твердость, незыблемость намерений жениха. «Для современных пар материальная ценность этих атрибутов может быть и не столь важна, – считает Юлия Федотова, – это может быть кольцо из любого металла или пластика. Главное – символ: кольцо символизирует бесконечность, вечность. Молодожены словно заключают свою пару в кольцо, в некую замкнутую систему. И само кольцо на пальце защищает от сомнений и страхов, а заодно сигнализирует окружающим: сюда доступ запрещен». Подаренные с любовью, украшения хранят память о ней. И иногда становятся фамильными: передаются от матери к дочери или к сыну для его невесты, становясь оберегом рода.

Сокровища памяти

Украшения уже не сковывают нас жесткими рамками условностей, как это было всего сотню лет назад: тогда носить драгоценности в дневное время могли лишь куртизанки. Для многих из нас настоящие драгоценности были и остаются чужеродными. Некоторые женщины предпочитают более потаенные, более эмоциональные смыслы украшений – заключенные в единичных авторских работах или в этнических поделках. «С ними я вновь ощущаю ветер далеких стран, в них – звуки восточного базара, аромат жасмина и пряностей», – говорит 38-летняя Алина. «Очень часто человек одевается не столько ради социального послания вовне, сколько для личного комфорта, для себя, – объясняет Ольга Вайнштейн. – Он привык к этим украшениям, и, если он их не наденет, его личное пространство не будет защищено. Кстати, поэтому потеря какого-то украшения иногда сопровождается несоразмерной паникой, будто человек теряет часть себя: так переживается «размыкание» телесного контура». Мы привязаны к этим предметам, мы окружаем их мифами и суевериями, а потому они становятся для нас вместилищами памяти и бесценными сокровищами – независимо от их цены.

Источник фотографий: MARIA LEVIN FOR PSYCHOLOGIES RUSSIA
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты