Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

Psychologies: Для успешного проекта обычно нужна либо сумасшедшая мечта и страстное желание ее воплотить, либо очень хороший расчет. Ваш случай — это скорее мечта или расчет?

Мария Семушкина: Конечно, скорее мечта. Мне всегда хотелось знакомить людей с новой музыкой, и, благодаря успешному стечению обстоятельств и серьезной работе, это получается. В нашем деле вообще очень многое определяет случай, а не расчет: никогда не знаешь, сколько продашь билетов, дождь может всему помешать.

Рок-фестиваль организовать проще: больше известных имен, музыка более драйвовая, можно привлечь молодежь. Вы намеренно столько лет идете по трудному пути? Зачем?

В том числе для себя. Почему у нас такая обширная детская программа? Потому что я однажды поняла, что крупных музыкальных фестивалей, на которые можно отправиться всей семьей, у нас в стране почти нет.

Мы работаем на будущее: рассчитываем, что подрастающее поколение будет ходить на наши фестивали через 5-10 лет. Поэтому на этом фестивале у нас будет целая сцена «Усадьба Jazz Kids» c интерактивными мастер-классами, выступлениями финалистов нашего музыкального конкурса для молодых музыкантов. Мы каждый год ищем новых артистов, предоставляем им свою площадку, собираем вокруг себя талантливых людей.

Что особенного ждет гостей юбилейной пятнадцатой «Усадьбы Jazz»?

Фестиваль вновь пройдет в течение выходных, а значит, музыкантов будет в два раза больше, чем раньше. В этом году на сцене «Сбербанк Первый Аристократ» у нас будет весь срез современного джаза. Здесь и новый полуэлектронный джаз в лице мультиинструменталиста Джейкоба Кольера, обладателя двух премий «Грэмми», которого хвалят и продвигают Херби Хенкок и Куинси Джонс. Это невероятно талантливый музыкант, который записал свой первый альбом «In My Room» самостоятельно у себя дома. Рекомендую посмотреть его видео на Youtube. Это и нью-йоркский интеллектуальный джаз — в этом году мы привозим саксофониста Донни Маккаслина, который получил широкую известность благодаря работе над альбомом «Blackstar» Дэвида Боуи, и это музыкант со своим отчетливым почерком.

Это и мейнстрим в виде квинтета самого известного русского джазмена в мире Игоря Бутмана. Мы внимательно следим за тем, что происходит на сцене world music. Также у нас выступит замечательный израильский музыкант Марк Эльяху, который многие годы изучает и вводит в современный контекст музыку Ближнего Востока и Центральной Азии. А также группа AYWA, которую я отметила для себя на фестивале Visa For Music в Марокко: они смешивают фольклор Северной Африки с джазом, регги, роком.

Специально для нашей аудитории мы привозим камерунского басиста Ришара Бона, джазовую суперзвезду, которую наше агентство Art Mania когда-то открыло для России. Кроме того, у нас будет очень много новых российских имен — это музыканты, принимавшие участие в проекте «Квартирник у Марии Семушкиной», — мы с успехом проводим его уже два года на разных площадках города.

Кроме музыки вас ждет масса других развлечений: театральные постановки, стрит-арт, фудкорт, маркет с одеждой и бижутерией от российских дизайнеров. В завершение первого дня фестиваля выступит группа New Power Generation, с которой играл Принс, — прозвучат Purple Rain, Nothing Compares 2 U и другие песни этого артиста.

Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

У многих джаз ассоциируется с классикой. Привносите ли вы какие-то инновационные направления или технологичные «фишки» в «Усадьбу Jazz» год от года?

Разумеется. Несколько лет назад, когда ЖЖ был активной и популярной площадкой, на фестивале была сцена Livejournal, где играли музыканты, прославившиеся благодаря этой соцсети. Уже несколько лет подряд мы делаем с разными партнерами живые трансляции, благодаря которым атмосферу фестиваля могут прочувствовать и те, кто не смог добраться до Архангельского. Их смотрят несколько миллионов человек. В этом году за быстрый мобильный интернет отвечает компания «МегаФон», поэтому гости смогут рассказать всему миру про то, что увидели и услышали на фестивале, — стримить, вести прямые эфиры в социальных сетях, выкладывать эксклюзивные кадры в сторис.

Кроме того, у нас постоянно играют артисты, которые смешивают джаз с электронной музыкой: в прошлые годы среди них были Мэтью Херберт, The Herbaliser, Jazzanova. В этом — очень перспективная певица Manizha. Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет.

Одновременно с этим мы очень ценим природу: поддерживаем экологические проекты, заставляем людей задуматься об окружающей среде. Год от года мы создаем пространство сотворчества, свободное от агрессивного фона, который навязывается людям некоторыми СМИ, телевизором. Мне кажется, что это очень важная задача.

15 лет — возраст сформировавшейся личности. Какой вы были в 15 лет? Какая сейчас ваша дочь в этом же возрасте? Легко ли находить язык двум поколениям, особенно в столь динамично меняющееся время?

В мои 15 лет в России было очень интересное время! Я закончила 9 класс, параллельно работала на радио корреспондентом, а еще была пресс-секретарем первой молодежной демократической газеты. У меня был, наверное, миллион друзей по всей Москве, и я могла провести вечер на Пушкинской, потом заскочить к друзьям-депешистам на Маяк, были друзья на Арбате, музыканты или торговцы матрешками, собирались мы и у стены Цоя. Было интересное сообщество интеллектуалов и модных разных людей в кафешке в ЦДХ.

Москва была у меня как на ладони. Возможностей было очень много. С друзьями из газеты мы решили пойти на телевидение и предложили новое детское ток-шоу. И нам его утвердили! Но все планы были прерваны внезапным отъездом с родителями из страны на 4 года. Это был тихий уютный город Будапешт.

Оглядываясь назад, я понимаю, что все было правильно. Мне нужно было прожить юные годы в познании, словно меня поместили в резервацию для обретения опыта для будущих свершений. Так и получилось.

Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

Сейчас моей дочери 15 лет. Она совсем другая, любит уединение, цветы, камни, любимую собаку мопса Джэки. Находить общий язык можно и нужно. У нас многодетная семья, и найти время непросто. Но если мы оказываемся вдвоем, то всегда легко общаемся. Недавно мы путешествовали вместе по Франции. Очень ценны эти редкие минуты и часы, когда можно просто болтать, как подруги.

Как ваши дети относятся к музыке, понимают ли вашу работу и страсть?

Серьезно увлекается музыкой только младшая Катя. Она закончила первый класс школы им. Бетховена. Мои дети любят фестиваль и понимают, что он приносит радость тысячам людей. Я часто рассказываю, зачем я «хожу на работу» и для чего столько езжу по разным странам. Я думаю, что осознание будет приходить с возрастом, и надеюсь, кто-нибудь из них рано или поздно возьмется за управление фестивалем.

Считается, что невозможно добиться одинаково высоких результатов сразу в двух разных направлениях, но можно ли совместить материнство и профессию?

Я уже 15 лет ищу этот баланс. Случалось, были перегибы в сторону работы. Я начинала теряться в родительских чатах, путаться в домашних заданиях. Особенно сложно контролировать все процессы, находясь в дальних поездках по фестивалям. Но совместить работу и семью все-таки можно.

Каждый раз, когда мы с детьми проводим время вместе, я стараюсь максимально включаться в происходящее, отдавать как можно больше тепла, любви, чаще обнимать. Важны семейные выходные, совместные походы в театр или на концерт.

На фестиваль «Усадьба Jazz» можно прийти всей семьей. Будет насыщенная разнообразными мастер-классами, играми и представлениями детская зона «Усадьба Jazz KIDS». Там будут присутствовать также и специалисты сети клиник «Мать и Дитя» для консультации родителей по актуальным вопросам.

Вы как-то говорили, что у нас в стране плохо со вкусом. Что для вас показатель вкуса? Почему вообще это важно?

Показатель вкуса — это широкий кругозор, владение информацией. Именно это и определяет вкус. Я смотрю в будущее с большим оптимизмом: растет интернет-поколение, жадное до новой информации, новых имен. В этом году исполнится 15 лет, как мы знакомим российскую публику с новой интересной музыкой: оглядываясь назад, я понимаю, что все это было не зря, а дальше будет только интереснее. Юбилей мы отметим очень громко!

Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

Вы — сильная и одновременно очень привлекательная женщина. Как вы поддерживаете баланс мужской и женской энергий? Мужская энергия нужна для прорыва, женская — это сексуальность. В чем ваш секрет?

Мне повезло с наследственностью: мама и бабушка были выдающимися личностями и всегда пользовались популярностью у мужчин. Сильную, космическую энергию я обнаружила в себе достаточно рано. У меня была интересная бурная жизнь, полная приключений. Но правильно настроить и направить энергию я смогла только после рождения первой дочери Сони, 15 лет назад. Она — мой талисман.

Понимание баланса пришло с годами. Многим я обязана мужу Нилу — он нашел и открыл во мне истинную женственность, как никто другой. Я смогла переродиться и почувствовать себя по-настоящему счастливой. Мы долго шли к нашему счастью, пройдя каждый по два брака до нашей встречи. Быть женщиной — особая миссия. Женственность нужно поддерживать изнутри — практиками, ритуалами, соединением с природой. Мне помогают танцы, общение с мудрыми подругами, прогулки в лесу. Раз в год мне нравится устраивать девичники в русских традициях. Это прекрасный обмен энергией и настоящая сила единения.

В преддверии 15-го юбилейного фестиваля вспомните, какой из прошедших вам особенно запомнился и чем?

Каждый из фестивалей был особенным. Самый первый отличался от последующих, потому что до этого я не проводила мероприятий такого масштаба. Я очень волновалась. Тогда на фестиваль пришло 5 000 человек, и это была взрослая интеллектуальная публика, настоящие любители джаза, которые начинали слушать эту музыку на полуподпольных концертах в СССР. Тогда же у нас впервые выступила Нино Катамадзе, с которой мы дружим все эти годы, — для нее «Усадьба Jazz» стала первой крупной площадкой.

C 2007 года у нас стали появляться мировые звезды: очень хорошо помню первые концерты в Архангельском Маркуса Миллера и Авишаи Коэна — последний стал для нашей публики настоящим откровением. У него появилось много новых поклонников.

Запомнился фестиваль, на который мы привезли в Москву музыкантов, танцоров, поваров из Нового Орлеана — всего около сотни человек. Это был очень амбициозный и сложный в организации проект, благодаря которому нам удалось ненадолго воссоздать в Архангельском атмосферу моего любимого города и настоящей родины джаза.

Можете вспомнить какую-нибудь историю, которая лучше всего отражает атмосферу, дух фестиваля?

На фестивале несколько лет назад был страшный ливень — он чуть не залил нам все шатры и палатки. Но очень многие люди никуда не стали от него скрываться, а продолжили танцевать под музыку великого барабанщика Тони Аллена. В такие моменты понимаешь, что ради своего дела готов свернуть горы.

Как вы восстанавливаетесь после завершения фестиваля, подготовка к которому занимает почти 10 месяцев?

Непременно еду к морю в Черногорию на нашу дальнюю семейную дачу, а еще в прошлом году настоящей перезагрузкой для меня стала поездка на Байкал. Несколько дней на озере без связи подарили мне силы и новые смыслы.