Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

1 июля 2017 года на территории музея-усадьбы «Архангельское» пройдет Международный музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz». Организатор и президент фестиваля Мария Семушкина рассказала о том, зачем нужна специальная программа для подрастающего поколения и почему необходимо продвигать джазовую культуру.
Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»
Psychologies: 

Для успешного проекта обычно нужна либо сумасшедшая мечта и страстное желание ее воплотить, либо очень хороший расчет. Ваш случай – это скорее мечта или расчет?

Мария Семушкина: 

Конечно, скорее мечта. Мне всегда хотелось знакомить людей с новой музыкой, и, благодаря успешному стечению обстоятельств и серьезной работе, это получается. В нашем деле вообще очень многое определяет случай, а не расчет: никогда не знаешь, сколько продашь билетов, дождь может всему помешать.

Рок-фестиваль организовать проще: больше известных имен, музыка более драйвовая, можно привлечь молодежь. Вы намеренно столько лет идете по трудному пути? Зачем?

В том числе для себя. Почему у нас такая обширная детская программа? Потому что я однажды поняла, что крупных музыкальных фестивалей, на которые можно отправиться всей семьей, у нас в стране почти нет.



Мы работаем на будущее: рассчитываем, что подрастающее поколение будет ходить на наши фестивали через 5-10 лет. Поэтому на этом фестивале у нас будет целая сцена «Усадьба Jazz Kids» c интерактивными мастер-классами, выступлениями финалистов нашего музыкального конкурса для молодых музыкантов. Мы каждый год ищем новых артистов, предоставляем им свою площадку, собираем вокруг себя талантливых людей.

Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

Обычные ассоциации от джаза – сложно, старомодно, «для шарящих». Джазовые фестивали на Западе – скорее тусовка для своих. Чем фестиваль может быть интересен тем, у кого в семье не коллекционировали пластинки Майлза Дэвиса? Зачем вообще продвигать сейчас джазовую культуру?

Это очень поверхностное суждение. Я вот, наоборот, вижу, как джаз вновь становится модным. Просто это уже совсем другой джаз, далекий от того образа, который у нас сложился. Британцев из коллектива Ezra Collective, которые отыграют у нас на сцене «Индикатор» 1 июля, приглашают выступать на моднейшую вечеринку Boiler Room.



На сцене «Партер» у нас в этом году Ester Rada, которая объединяет в своем творчестве соул, фанк, африканский джаз – среди ее поклонников полно двадцатилетних. То же самое касается пианиста Роберта Гласпера, которого мы привозили на фестиваль несколько лет назад. Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет.

Вы как-то говорили, что у нас в стране плохо со вкусом. Что для вас показатель вкуса? Почему вообще это важно?

Показатель вкуса – это широкий кругозор, владение информацией. Именно это и определяет вкус. Я смотрю в будущее с большим оптимизмом: растет интернет-поколение, жадное до новой информации, новых имен. В следующем году исполнится 15 лет, как мы знакомим российскую публику с новой интересной музыкой: оглядываясь назад, я понимаю, что все это было не зря, а дальше будет только интереснее. Юбилей мы отметим очень громко: фестиваль выйдет в город!

Мария Семушкина: «Джаз уже давно хоронят, но тщетно. Он нас всех переживет»

О женщине, которая чем-то руководит, принято говорить – «сильная». Вы к себе примеряете это понятие? Нужно ли женщине вести себя жестко, по-мужски, чтобы ее воспринимали всерьез?

У нас патриархальная страна, и очень многим кажется, что жесткость (вплоть до насилия) – самый эффективный способ чего-то добиться. Но так ли это? Каждый, кто был на нашем фестивале, отмечал его удивительную атмосферу – это то, благодаря чему на него приходят гости уже 14 лет. Помимо прекрасной музыки и замечательной архитектуры усадьбы вокруг, это атмосфера дружелюбия, благожелательности, сотворчества, которую я пытаюсь создавать не только на самом фестивале, но и во время его подготовки. Так что сила силе рознь.

Какой из прошедших фестивалей вам особенно запомнился и чем?

Это как с детьми – любимого фестиваля быть не может. Пожалуй, больше запомнился фестиваль, на котором у нас была сцена Нового Орлеана: играли бэнды из этого города, посетители могли попробовать луизианскую кухню, были танцевальные мастер-классы. Нам удалось (пусть и на короткий момент) воссоздать дух моего любимого города. И сделать удивительно амбициозный проект – я до сих пор не понимаю, как у нас все получилось.

Можете вспомнить какую-нибудь историю, которая лучше всего отражает атмосферу, дух фестиваля?

На фестивале два года назад был страшный ливень – он чуть не залил нам все шатры и палатки. Но очень многие люди никуда не стали от него скрываться, а продолжили танцевать под музыку великого барабанщика Тони Аллена. В такие моменты понимаешь, что ради своего дела готов свернуть горы.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты