psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

О чем говорит мне эта картина? «Лавандовый туман» Джексона Поллока

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.
alt

«Кажется, что живопись плывет, меняется»

Марина Хайкина, искусствовед: «В творчестве Поллока главным стал процесс рождения картины, сам момент творчества. Он-то и есть произведение искусства, а картина – его итог, воспоминание о нем. Первоначально картина имела только номер 1 (в это время Поллок называл свои работы по номерам); название «Лавандовый туман» придумал арт-критик Клемент Гринберг за элегантное и тонкое сочетание тонов, создающее ощущение дымки. Несмотря на то что среди дымчато-серых, черных, красновато-коричневых, серебряных, белых и свинцово-голубых оттенков картины нет ни капли лавандовой краски, художник принял второе название.

Для Поллока, восхищавшегося песочной живописью американских индейцев, творчество было сродни шаманскому ритуалу. Пританцовывая, Поллок двигался с кистью с краской по поверхности холста в своем собственном ритме. Жесты и движения кисти подхватывали ритм. Он и заложен в картине, в случайном на первый взгляд чередовании каплей, пятен и линий, его считывает зритель, в нем кроется настроение и динамика работы. Кажется, что живопись плывет, меняется, живет. И, как древний пещерный художник, Поллок «подписал» Лавандовый туман» отпечатками своих рук».

«В каждом из нас живет языческое «Я»

Андрей Россохин, психоаналитик: «Лавандовый туман» напоминает мне древние наскальные рисунки. Я представляю себе, что я нахожусь в пещере, в центре которой разведен огонь, и красноватые блики гуляют по ее стенам, покрытым рисунками. Я погружаюсь в картину, и она начинает оживать. Дым от костра в пещере подобен туману. Туман – это то, что изменяет или отменяет реальность, то, что создает пространство для образов и фантазий, для любых проекций нашего бессознательного. У картины Поллока нет реалистического уровня – художник принципиально отказывался рисовать какую-либо реальность, он входил в измененное состояние сознания, подобное шаманскому.

Считается, что шаманы говорят с духами природы, духами животных. Я вижу эту связь немного иначе: шаманы (как и все древние люди) проецировали свои страхи, желания, ожидания на силы природы и потом с этими персонифицированными силами природы устанавливали диалог (например, просили духа горы помочь в охоте, читали заклинания, приносили жертвы). То есть, по сути, шаманские камлания – это внутренние диалоги с какими-то частями самого себя (со своим внутренним отцом или своей Тенью). По сути, этим же, с моей точки зрения, занимался и Поллок. Через картины он пытался вести диалог с архаическим содержанием своего бессознательного. Он рисовал что-то, как он говорил, приходящее «изнутри себя».

Картина пробуждает живущее в нас языческое «Я», которое связано с природой и взаимодействует с ней. Она открывает дверь в архаические слои нашей психики, но не пугает, а, напротив, пробуждает любопытство. Мы вглядываемся в туман, но мы еще не в нем. Однако эта дверь открыта, и, погружаясь в картину Поллока, мы можем войти в туманную пещеру нашего бессознательного.

Джексон Поллок (1912–1956) – американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма. Первая выставка работ Поллока в 1948 году стала сенсацией и имела огромный успех. В 1949 году журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.

читайте такжеПочему мне нравится эта картина
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • olganer   
    89 недель назад

Во время чтения рецензии Андрея Владимировича, картина ожила, я увидела племена наших предков, а в центре шаманов занятых связыванием непостижимой и пугающей внешней природы с внутренней природой человека. Мое архаическое, языческое ожило и я приготовилась к встрече с собственным шаманом, который будет моим проводником в бессознательное. "Простодушные" картины Поллока отражают Дух художника. В этой картине я чувствую одновременно и эротический пыл с которым Поллак набросился на полотно и его страх потеряться в хаосе.
Psy like0

У меня эта картина вызывает чувство сильной тревоги, а черные пятна ассоциируются с плесенью. В целом картина выглядит отталкивающе. Невротикам такое смотреть нельзя.
Psy like0

У меня эта картина вызывает чувство сильной тревоги, а черные пятна ассоциируются с плесенью. В целом картина выглядит отталкивающе. Невротикам такое смотреть нельзя.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье