psyhologies.ru
тесты
15 мар 2012 10:00

Ученые, которые верят в Бога

Научный поиск и вера – казалось бы, между двумя этими подходами лежит пропасть. Можно ли исследовать явления материального мира, зная, что он создан божественной волей? Вот что говорят об этом ученые, которые верят и в Бога, и в науку.
alt

Религия признает Бога создателем нашего мира, а наука считает Вселенную саморазвивающейся системой. Как можно сочетать креационизм и эволюционизм, два этих противоположных взгляда? Как можно объективно анализировать реальность, при этом веря, что в начале всех вещей было чудо, некая неуловимая загадка? Эти вопросы мы задали четырем верующим ученым.

Об этом

«Доказательство Бога. Аргументы ученого» Фрэнсис КоллинзАмериканский генетик, руководитель проекта «Геном человека» Фрэнсис Коллинз в юности был агностиком, в начале научной карьеры атеистом, а с годами пришел к выводу, что можно «одновременно быть естествоиспытателем, строго придерживающимся научных методов, и веровать в Бога, интересующегося каждым из нас лично».В своей книге он обосновывает, почему эволюционная теория, как и наука в целом, не противоречит идее Бога (Альпина нон-фикшн, 2009).

Они настоящие исследователи. Изучать истинную природу явлений, проникать в тайны реальности – это для них повседневная работа. Но в то же время они верующие люди: какая-то их часть принимает на веру невидимое, иррациональное, необъяснимое. Они не видят в этом противоречия. К своей вере они пришли уже зрелыми людьми. Наши герои убеждены в том, что наука не всесильна, что она не может объяснить все подробности этого мира и что в нем остается нечто, неподвластное нашему разуму. Они не умаляют значения науки. Однако именно вера дает им духовную опору в их поисках сути жизни, и каждый определяет ее по-своему. Это «внутренний нравственный сторож» (для Марклена Конурбаева); «жизненная философия» (для Николая Верещагина); «стержень всей жизни» (для Александра Штанько); «то, что дарит ощущение смысла жизни» (для Марии Тимофеевой). Они выбрали путь между безоговорочным доверием к науке и буквальным толкованием священных текстов. И пытаются сказать, что можно верить в Бога, сражаясь в то же время за прогресс человеческого знания.

Источник фотографий: Борис Захаров.

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MihTimak   
    140 недель назад

Мария Тимофеева, психоаналитик, православная: «Вера помогла мне понять смысл» Мария говорит: «на моих глазах произошла трагедия – утонул коллега, молодой яркий психолог. И вся конструкция, которую я внутри себя выстроила, рухнула в один момент». Странная конструкция, выстроенная не на понимании жизни, а на неком идеалистическом фундаменте безоговорочной веры в психоанализ. Просто трезвый взгляд на жизнь. Если подвести итоги, то имеем четыре частных случая изначально религиозного мировоззрения. Поэтому достаточно было толчка, чтобы всё стало на свои места. Заблуждение по поводу своего атеизма развеялось. Наука к этому не имеет никакого отношения. Субъективные представления о мире четырёх наших занимающихся наукой личностей есть только их субъективные представления. А вот привычка, полученная ими во время занятий стремящейся к объективности получаемых знаний наукой, сыграла с ними лукавую шутку. Свои чисто субъективные ощущения они перевели на уровень объективных. А это значит, что, уловив букву науки, они так и не поняли её духа, выбрав вместо поиска истины стремление быть убедительными.
Psy like0
  • MihTimak   
    140 недель назад

Мария Тимофеева, психоаналитик, православная: «Вера помогла мне понять смысл» Мария говорит: «на моих глазах произошла трагедия – утонул коллега, молодой яркий психолог. И вся конструкция, которую я внутри себя выстроила, рухнула в один момент». Странная конструкция, выстроенная не на понимании жизни, а на неком идеалистическом фундаменте безоговорочной веры в психоанализ. Просто трезвый взгляд на жизнь. Если подвести итоги, то имеем четыре частных случая изначально религиозного мировоззрения. Поэтому достаточно было толчка, чтобы всё стало на свои места. Заблуждение по поводу своего атеизма развеялось. Наука к этому не имеет никакого отношения. Субъективные представления о мире четырёх наших занимающихся наукой личностей есть только их субъективные представления. А вот привычка, полученная ими во время занятий стремящейся к объективности получаемых знаний наукой, сыграла с ними лукавую шутку. Свои чисто субъективные ощущения они перевели на уровень объективных. А это значит, что, уловив букву науки, они так и не поняли её духа, выбрав вместо поиска истины стремление быть убедительными.
Psy like0
  • MihTimak   
    140 недель назад

Николай Верещагин, математик, профессор МГУ, православный: «Это основа моей жизненной философии» Если посмотреть на веру как жизненную философию, то довольно быстро мы обнаруживаем приватизацию нравственности религией. Мы социальные существа, всегда образующие те или иные сообщества. Нравственность можно определить как отношение. Отношение к другим людям, природе, себе, как субъекту общества. Мы учимся жить вместе, строим отношения, создаём нравственность, исходя из условий нашей жизни. Пока жрецы могли управлять людьми, исходя из тайных знаний об окружающем мире, они не только не думали о нравственности, они были обыденно жестоки, напрямую используя человеческий страх перед неизвестным. Но как только люди вырвали знание из рук жрецов, власть имущие стали искать другие рычаги управления народом, и они нашли, выбрав именно те религии, которые сделали своей основой не тайные знания - Веды, к примеру, а те, которые были основаны на непознаваемом трансцендентном духовном, закабалив душу человеческую понятием её греховности и непорочностью бога. Труд человеческого совершенствования был присвоен. Прогрессивный потенциал быстро иссяк, и религии превратились именно в то, чего и добивалась политика. Власть, которая от бога. Николай утверждает: «Вне всякого сомнения, мир гораздо сложнее, чем наше научное воображение может себе представить. Мне кажется, например, крайне сомнительным представление о том, что жизнь и сознание могли зародиться и прогрессировать вследствие чисто случайных процессов». Эта оговорка "чисто случайных" весьма лукава. Но она же и выдаёт чисто механический подход к образованию и развитию жизни. Эволюция жизни - это не печатание независимых друг от друга букв. Простейшие химические соединения, лежащие в основе жизни, обладают различной степенью зависимости друг от друга и могут произвольно соединяться в более сложные соединения. Природа действует двояко. Методом тыка произвольных мутаций и методом отбора наиболее приспособленной мутации к окружающей среде. Пусть мы не знаем всех деталей, но вектор развития жизни ясен. Новая жизнь образуется постоянно. Но она не успевает развиться до значимой фазы. Уже существующая агрессивная развитая и вездесущая жизнь просто уничтожает её на корню.
Psy like0
новый номерСЕНТЯБРЬ 2016 №8125Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Пять ключей  к безмятежностиПять ключей к безмятежностиКогда мы устали, напряжены и боимся будущего, нам нужны моменты покоя и безмятежности. Летом желание жить медленнее ощущается особенно остро. Как найти эти райские мгновения? Клинический психолог Кристоф Андре поделился с нами пятью идеями, которые выросли из его размышлений и практики. Переходя от одного «ключа» к другому, вы научитесь принимать свои эмоции, относиться к себе с сочувствием, благодарить, жить осознанно и быть ближе к природе. Все статьи этого досье
Все досье