5 102

Ученые, которые верят в Бога

Научный поиск и вера – казалось бы, между двумя этими подходами лежит пропасть. Можно ли исследовать явления материального мира, зная, что он создан божественной волей? Вот что говорят об этом ученые, которые верят и в Бога, и в науку.
alt

Религия признает Бога создателем нашего мира, а наука считает Вселенную саморазвивающейся системой. Как можно сочетать противоположных взгляда: креационизм и эволюционизм? Как можно объективно анализировать реальность, при этом веря, что в начале всех вещей было чудо, некая тайна? Эти вопросы мы задали четырем верующим ученым.

Они настоящие исследователи. Изучать истинную природу явлений, проникать в тайны реальности – для них это повседневная работа. Но в то же время они верующие люди: какая-то их часть принимает на веру невидимое, иррациональное, необъяснимое. Они не видят в этом противоречия. К своей вере они пришли уже зрелыми людьми.

Наука не всесильна, что она не может объяснить все подробности этого мира

Наши герои убеждены в том, что наука не всесильна, что она не может объяснить все подробности этого мира и что в нем остается нечто, неподвластное нашему разуму. Они не умаляют значения науки, однако именно вера дает им духовную опору в их поисках сути жизни, и каждый определяет ее по-своему.

Это «внутренний нравственный сторож» (для Марклена Конурбаева); «жизненная философия» (для Николая Верещагина); «стержень всей жизни» (для Александра Штанько); «то, что дарит ощущение смысла жизни» (для Марии Тимофеевой). Они выбрали путь между безоговорочным доверием к науке и буквальным толкованием священных текстов. И пытаются сказать, что можно верить в Бога, сражаясь в то же время за прогресс человеческого знания.

Николай Верещагин

«Это основа моей жизненной философии»

Николай Верещагин, математик, профессор МГУ, православный

«Вне всякого сомнения, мир гораздо сложнее, чем наше научное воображение может себе представить. Мне кажется, например, крайне сомнительным представление о том, что жизнь и сознание могли зародиться и прогрессировать вследствие чисто случайных процессов. А без веры в загробную жизнь существование в этом мире мне кажется просто бессмысленным.

Наука строит модели окружающего мира, доступного нам в ощущениях, с помощью научных методов. Я высоко ценю их и использую научные модели везде, где это возможно. Но они имеют свои пределы. С их помощью трудно построить хорошую модель, скажем, семьи. Поэтому по вопросу о том, как правильно поступить в какой-то жизненной ситуации, например в семейной жизни, я обращусь к батюшке, а не к ученому.

Вера стала основой моей жизненной философии и поэтому руководит моими поступками в обычной жизни. Что касается занятий наукой, то я верю, что неожиданные идеи приходят к нам в голову не сами по себе, а подсказываются Богом или его ангелами. Когда я улавливаю такую идею, я радуюсь, что мое сознание достаточно созрело для ее восприятия и что я достаточно хорошо проникся предметом».

Мария Тимофеева

«Вера помогла мне понять смысл»

Мария Тимофеева, психоаналитик, православная

«По первому образованию я физик, окончила МФТИ. Но мне остро не хватало иных жизненных смыслов, и после долгих поисков я пришла к психоанализу. Возникла прекрасная иллюзия, что я нашла ответы на все свои вопросы.

А в 1991 году на моих глазах произошла трагедия – утонул коллега, молодой яркий психолог. И вся конструкция, которую я внутри себя выстроила, рухнула в один момент. Я перестала видеть смысл и в психологии, и вообще в чем-либо. Случай привел меня в город Курчатов к священнику отцу Георгию Нейфаху. Почти месяц я жила в его семье, ходила с ним на службы. Мы о многом говорили, и, что самое главное, – говорили на одном языке: он сам в прошлом был ученым, биологом. Эта встреча перевернула мое сознание. Как будто внутри меня наконец-то сложился пазл.

Я приняла религиозный путь мгновенно, как озарение. Он не противоречит моей профессии: религия и психология – это разные сферы жизни человека. Вера изменила всю мою систему ценностей, систему координат. Я обрела те смыслы жизни, которых мне недоставало. Конечно, не могу сказать, что у меня сейчас есть ответы на все вопросы о природе человека. Но однозначно мир стал дружелюбнее, мне открылась его красота и гармония.

Марклен Конурбаев

«Я изучаю мир, чтобы яснее понять Создателя»

Марклен Конурбаев, филолог, профессор МГУ, мусульманин

«Я занимаюсь филологией. Иначе говоря, искусством постижения смысла в устном и письменном тексте. Текст для меня – это мозаика тембральных перепадов, эмоциональных контрастов, смыслов, слов. Вглядываюсь в их комбинации и постигаю автора, скрытого от меня завесой языка. Мир вокруг – это тоже текст. Понять его мешает «клиповость», обрывистость общения и переизбыток информации, не несущей смысла. Они подтачивают устойчивость жизни. Но и здесь, как в филологии, я ищу гармонию и способы ее сохранить.

Еще в студенческие годы я стремился понять, как возникает понимание многозначных текстов. В частности, Корана. Тогда же возник вопрос, чем является для меня религия моих предков – ислам. Только ли это ритуалы? Оказалось, что ритуалы только подчеркивают значительность веры, а сама она – глубоко в сердце.

Постепенно вера стала нравственной опорой в жизни. И она не противоречит моим научным взглядам. В Коране предсказаны многие открытия, совершенные наукой столетия спустя. Например, в нем есть указание на то, что Земля – круглая, подробно описано развитие эмбриона человека, что поражает современных биологов. Что это, как не священное знание, переданное людям Богом?

Как мусульманин я принимаю на веру то, что мир и все в нем есть проявление различных свойств Бога. А как верующий ученый стараюсь лучше изучить этот мир с помощью науки, чтобы яснее понять Создателя. В Коране сказано: «Бог все уравновесил». Думаю, что это равновесие и есть гармония. Я ищу проявления Бога, значит, стараюсь достичь гармонии. И это наполняет мой научный поиск глубоким смыслом».

Александр Штанько

«Теперь я вижу жизнь позитивно»

Александр Штанько, физик, внеконфессионально верующий

«Я научный работник, к тому же экспериментатор, поэтому и веру не мог бы принять без доказательств и опытного подтверждения. Я пришел к ней через глубокий мировоззренческий кризис.

У меня возникли проблемы со здоровьем, и медицина оказалась бессильна. А духовная практика (близкая к тому, что в христианстве называется покаянием) помогла мне исцелиться. И это не единственный пример чуда в моей жизни.

Ученый-атеист скажет, что это случайные совпадения. Но я тоже ученый и умею считать вероятность таких случайностей – они практически исключены. Вера изменила мою жизнь кардинально. От состояния удрученности, пессимизма, от страхов, и первого из них – страха смерти – я перешел к очень позитивному, конструктивному отношению ко всему. Жизнь обрела смысл, я ощущаю, что внутренне постоянно меняюсь и открываю для себя новое в других.

Однако, при всем уважении к христианству, христианином я не стал. Мне кажется, что мифологический образ Бога, утвердившийся 2000 лет назад, трудно согласовать с культурным контекстом нашего времени.

Представление о том, что наука способна объяснить все, обманчиво. Это претензия на невозможное. У науки нет методологии для исследования духовного мира. Хотя для его осмысливания она дает богатые образы. Например, голография, которой я всю жизнь занимаюсь. Как известно, в каждой точке голограммы отображается цельный образ. Возможно, и Вселенная устроена по голографическому принципу. Этот образ можно применить и к человеку: его дух – это лишь частичка, но в ней отражается весь божественный мир».

Об этом

«Доказательство Бога. Аргументы ученого» Фрэнсис Коллинз

Американский генетик, руководитель проекта «Геном человека» Фрэнсис Коллинз в юности был агностиком, в начале научной карьеры атеистом, а с годами пришел к выводу, что можно «одновременно быть естествоиспытателем, строго придерживающимся научных методов, и веровать в Бога, интересующегося каждым из нас лично». В своей книге он обосновывает, почему эволюционная теория, как и наука в целом, не противоречит идее Бога (Альпина нон-фикшн, 2009).

Текст: Галина Черменская,  Анастасия Аскоченская 
Источник фотографий: Борис Захаров
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MihTimak   
    261 неделю назад

Мария Тимофеева, психоаналитик, православная: «Вера помогла мне понять смысл» Мария говорит: «на моих глазах произошла трагедия – утонул коллега, молодой яркий психолог. И вся конструкция, которую я внутри себя выстроила, рухнула в один момент». Странная конструкция, выстроенная не на понимании жизни, а на неком идеалистическом фундаменте безоговорочной веры в психоанализ. Просто трезвый взгляд на жизнь. Если подвести итоги, то имеем четыре частных случая изначально религиозного мировоззрения. Поэтому достаточно было толчка, чтобы всё стало на свои места. Заблуждение по поводу своего атеизма развеялось. Наука к этому не имеет никакого отношения. Субъективные представления о мире четырёх наших занимающихся наукой личностей есть только их субъективные представления. А вот привычка, полученная ими во время занятий стремящейся к объективности получаемых знаний наукой, сыграла с ними лукавую шутку. Свои чисто субъективные ощущения они перевели на уровень объективных. А это значит, что, уловив букву науки, они так и не поняли её духа, выбрав вместо поиска истины стремление быть убедительными.
Psy like0
  • MihTimak   
    261 неделю назад

Мария Тимофеева, психоаналитик, православная: «Вера помогла мне понять смысл» Мария говорит: «на моих глазах произошла трагедия – утонул коллега, молодой яркий психолог. И вся конструкция, которую я внутри себя выстроила, рухнула в один момент». Странная конструкция, выстроенная не на понимании жизни, а на неком идеалистическом фундаменте безоговорочной веры в психоанализ. Просто трезвый взгляд на жизнь. Если подвести итоги, то имеем четыре частных случая изначально религиозного мировоззрения. Поэтому достаточно было толчка, чтобы всё стало на свои места. Заблуждение по поводу своего атеизма развеялось. Наука к этому не имеет никакого отношения. Субъективные представления о мире четырёх наших занимающихся наукой личностей есть только их субъективные представления. А вот привычка, полученная ими во время занятий стремящейся к объективности получаемых знаний наукой, сыграла с ними лукавую шутку. Свои чисто субъективные ощущения они перевели на уровень объективных. А это значит, что, уловив букву науки, они так и не поняли её духа, выбрав вместо поиска истины стремление быть убедительными.
Psy like0
  • MihTimak   
    261 неделю назад

Николай Верещагин, математик, профессор МГУ, православный: «Это основа моей жизненной философии» Если посмотреть на веру как жизненную философию, то довольно быстро мы обнаруживаем приватизацию нравственности религией. Мы социальные существа, всегда образующие те или иные сообщества. Нравственность можно определить как отношение. Отношение к другим людям, природе, себе, как субъекту общества. Мы учимся жить вместе, строим отношения, создаём нравственность, исходя из условий нашей жизни. Пока жрецы могли управлять людьми, исходя из тайных знаний об окружающем мире, они не только не думали о нравственности, они были обыденно жестоки, напрямую используя человеческий страх перед неизвестным. Но как только люди вырвали знание из рук жрецов, власть имущие стали искать другие рычаги управления народом, и они нашли, выбрав именно те религии, которые сделали своей основой не тайные знания - Веды, к примеру, а те, которые были основаны на непознаваемом трансцендентном духовном, закабалив душу человеческую понятием её греховности и непорочностью бога. Труд человеческого совершенствования был присвоен. Прогрессивный потенциал быстро иссяк, и религии превратились именно в то, чего и добивалась политика. Власть, которая от бога. Николай утверждает: «Вне всякого сомнения, мир гораздо сложнее, чем наше научное воображение может себе представить. Мне кажется, например, крайне сомнительным представление о том, что жизнь и сознание могли зародиться и прогрессировать вследствие чисто случайных процессов». Эта оговорка "чисто случайных" весьма лукава. Но она же и выдаёт чисто механический подход к образованию и развитию жизни. Эволюция жизни - это не печатание независимых друг от друга букв. Простейшие химические соединения, лежащие в основе жизни, обладают различной степенью зависимости друг от друга и могут произвольно соединяться в более сложные соединения. Природа действует двояко. Методом тыка произвольных мутаций и методом отбора наиболее приспособленной мутации к окружающей среде. Пусть мы не знаем всех деталей, но вектор развития жизни ясен. Новая жизнь образуется постоянно. Но она не успевает развиться до значимой фазы. Уже существующая агрессивная развитая и вездесущая жизнь просто уничтожает её на корню.
Psy like0
Psychologies приглашает
Стараетесь использовать каждую минуту с пользой?

Электронные книги PSYCHOLOGIES

СКАЧАТЬ
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты