Нифонт Долгополов
Ректор Московского института гештальта и психодрамы.
Гештальт-терапия: прикосновение к реальности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Иногда мы нуждаемся в успехе, а терпим неудачу, мечтаем о взаимной любви и бываем отвергнуты. Когда ответные реакции людей или обстоятельства не соответствуют ожиданиям, противоречат желаниям, мы испытываем разочарование, раздражение. А потребности так и остаются нереализованными.

Немецкий психотерапевт, основатель метода гештальт-терапии Фредерик Перлз утверждал, что, исследуя ощущения, эмоции, мысли, возникающие при контакте с окружающим миром, мы способны точнее осознать свои потребности и понять, есть ли у нас возможность их реализовать. И решить, как лучше это сделать.

История создания

История жизни основателя гештальт-терапии Фредерика Перлза — это история разрывов отношений с близкими людьми, скитаний, эпатажа и борьбы с авторитетами. Но кроме того, это история поиска собственного способа утвердить себя и свой взгляд на жизнь.

Результатом этого поиска стал метод, который помогает человеку существовать рядом с другими людьми, не отказываясь от своих желаний, намерений, целей

В начале своей психотерапевтической карьеры, в 20–30-е годы XX века, Фредерик Перлз работал как психоаналитик. Однако он довольно скоро понял, что теория Зигмунда Фрейда о сексуальности, лежащая в основе этого метода, не дает ответов на вопросы, которые волновали его больше всего. Почему в определенных случаях человек не может удовлетворить потребность, которая для него самая важная, а иногда даже не может ее осознать? Как он взаимодействует со средой, чтобы добиться того, чего хочет?

В результате Перлз разработал теорию потребностей и их удовлетворения. Под «гештальтом» он понимал «процесс развертывания потребности человека».

Квинтэссенцией жизни Перлза, его исканий и созданного метода можно считать его слова: «Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Контакт, истинная встреча не всегда возможны, но осознание этого — не повод, чтобы не попытаться их осуществить.

Кому подойдет гештальт-терапия?

Гештальт-терапия особенно эффективна, когда трудности вызваны взаимодействием с другими людьми. Эмоциональные проблемы (страхи, тревоги, апатия, сниженное настроение, агрессивность, волнение в значимых ситуациях) также предмет работы гештальт-терапевтов.

В процессе работы клиенту предстоит обмениваться искренними эмоциональными реакциями с терапевтом и получать от него обратную связь. Терапевту трудно быть полезным в случае, когда внутренний мир для самого человека не представляет ценности, он не склонен к рефлексии и самопознанию. Этот метод эффективен в работе с детьми и подростками, со взрослыми людьми, семейными парами.

Гештальт-терапия: прикосновение к реальности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Опираться только на факты

Когда мы случайно задеваем горячий чайник, то отдергиваем руку. Так же происходит любое взаимодействие — не только с предметами, но и с людьми: сначала мы что-то ощущаем (как в этом примере — боль), затем возникают эмоции (страх, раздражение), и далее мы что-то предпринимаем (отдергиваем руку). И только затем появляются мысли по этому поводу («надо быть аккуратнее»).

Но очень часто мы не осознаем ни собственных чувств, ни их причины. Он не помыл посуду — она обиделась. Этот эпизод стал поводом для ссоры. И женщина даже не подозревает, что ведущая ее потребность в данной ситуации не чистая посуда, а желание быть в центре внимания или контролировать действия домочадцев.

Терапевты считают важным, чтобы при взаимодействии с миром каждый опирался не на привычные мысли и рассуждения, а на реальные факты

Все, что мы слышим, видим, к чему прикасаемся, в гештальт-терапии называют «первичными феноменами», а чувства и мысли, которые возникают при этом, — «вторичными феноменами». Чем лучше мы их осознаем, тем легче нам взаимодействовать.

Сергей, 44-летний успешный бизнесмен, несколько лет живет с ощущением бессмысленности всего, что он делает. Его ничто не радует. Работа с терапевтом началась с обсуждения «первичных феноменов»: семья, бизнес, заработки. Действительно, вполне благополучная жизнь. Затем начали разбираться с эмоциями (вторичными феноменами).

Оказалось, все, что должно было бы вызывать у Сергея чувство удовлетворения, напротив, порождало недовольство собой. Бессознательно оно было связано с образом матери, которая часто в детстве повторяла: «Я живу только для тебя…» И этот «материнский голос» постоянно обесценивал любое достижение Сергея. В результате терапии ему удалось освободиться от бессознательного чувства вины за то, что он не посвятил всю жизнь матери. И обрести возможность гордиться своими достижениями и получать удовольствие от жизни.

Как это происходит

Работа может быть индивидуальной или групповой. На первой встрече терапевт и клиент (или участники группы) обсуждают цели работы, возможные и желаемые результаты и способы их достижения, оговаривают продолжительность встреч, их количество и стоимость. Длительность курса варьируется от пяти-десяти встреч до нескольких лет (один-два раза в неделю) и зависит от глубины и сложности предъявляемых клиентом проблем. Стоимость одного сеанса зависит от стажа работы и квалификации терапевта.

Гештальт-терапия: прикосновение к реальности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое «завершенный гештальт»?

В гештальт-терапии ситуацию, когда потребность не реализована или эмоция не выражена, называют «незавершенным гештальтом», и наоборот, когда потребность удовлетворена — «завершенным гештальтом».

Казалось бы, просто — удовлетворил потребность, разрядил эмоцию, снял напряжение. Но очень часто мы не осознаем, какова же истинная потребность, или не можем выразить чувства — нам мешают собственные запреты.

Работа терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем

Юлия, 35-летняя журналистка, пришла на очередную встречу после возвращения из командировки. Она рассказывала о том, какой тяжелой была дорога: вылет задержался на пять часов, условия в аэропорту были ужасными. Юлия говорила, что боится не справиться с трудностями, которые ее преследуют. А эта ситуация лишь подтверждала ее страхи.

Рассказывая, она жестикулировала руками, словно давала чему-то отпор. После того как терапевт обратил на это ее внимание, она с облегчением произнесла: «Да, я чувствую не страх, а сильную злость! Я не просто боюсь сломаться от неурядиц, а злюсь, что ситуация выходит из-под контроля». Что произошло? Классическое «завершение гештальта»: Юлия не только поняла, что кроме страха есть и другое чувство — агрессия, но и осознала лежащую за ней потребность — контролировать ситуацию.

Внимание к здесь и сейчас

Основная работа на терапевтической сессии обычно происходит в так называемом режиме «здесь и сейчас». Внимание терапевта сосредоточено на процессе взаимодействия между клиентом и терапевтом. Ведь у каждого из свои устоявшиеся (часто неадекватные) модели поведения, способы реагировать на ситуации: кто-то обидится на реплику, на которую другой не обратит внимания, кому-то покажется смешным то, от чего другой заскучает.

Терапевтическая сессия в этом смысле ничем не отличается от обычной жизни

Наблюдая за происходящим в отношениях с терапевтом, клиент получает возможность исследовать обычные, часто неэффективные способы взаимодействия с окружающими. И учиться более успешно действовать сначала в отношениях с терапевтом, а потом и в реальных жизненных ситуациях.

Терапевтическая работа всегда остается в первую очередь встречей двух людей, у каждого их которых свой уникальный жизненный опыт. Как правило, мы видим любую ситуацию только со своей точки зрения. Когда к этому добавляется точка зрения другого человека, в данном случае терапевта, возникает более сложная, объемная картина. Это приводит к новому пониманию ситуаций или завершению чувственных переживаний.

Обращать внимание на мир вокруг

С помощью гештальт-терапии можно научиться открыто и непосредственно воспринимать мир и переживать всю полноту жизни.

Настройте свое внимание на окружающую вас среду, например комнату, в которой вы находитесь. Вслух или про себя опишите то, что вы видите и слышите, не оценивая и не интерпретируя. Начинайте со слова «сейчас». Например: «Сейчас я вижу…», «Сейчас я слышу…» Старайтесь выполнять это упражнение не формально, а действительно интересуясь тем, что вы наблюдаете.

Если вам удалось настроиться на такое восприятие и отключить оценивание («это неинтересно», «это скучно»), вы обнаружите, насколько полнее и многограннее стал мир вокруг вас. Вы почувствуете себя спокойнее и радостнее.