текст: Сильва Степанян 

21 тезис о вреде воспитания

Обращайте внимание на то, что и каким голосом вы говорите ребенку, потому что ваш голос будет звучать в его голове всю жизнь. Голос Алис Миллер – крупнейшего мирового специалиста по проблеме детского насилия – почти не слышали ее современники. Слишком радикальными были ее взгляды. Миллер пришлось пойти против большинства коллег и общества, чтобы отстоять простую мысль: взрослые должны уважать ребенка так же, как им бы хотелось, чтобы он уважал их.
Алис Миллер: «Любое воспитание приносит вред»

1. Тиран – это травмированный в детстве ребенок, которого били и унижали родители. Если человеку с детства было позволено чувствовать себя свободным и сильным, то впоследствии у него не возникнет потребности унижать других.

2. Взрослые думают, что живая душа ребенка представляет опасность для их власти.

3. Именно то, что родители скрывают, больше всего волнует ребенка.

4. Травмированные дети навсегда остаются привязанными к родителям и не достигают эмоциональной зрелости.

5. Человеческая душа практически не поддается разрушению, а ее способность возрождаться из пепла остается до тех пор, пока тело дышит.

6. У человека есть право на свои собственные истинные чувства и на их выражение.

7. Для большинства людей мысль о том, что родители их не любили, попросту невыносима. Чем больше свидетельств нелюбви, тем сильнее люди цепляются за иллюзию того, что они были любимы.

8. Большинству людей легче умереть (буквально или символически, через убийство своих чувств), нежели вновь ощутить всю беспомощность, от которой они страдали, будучи детьми.

9. Требования «хорошо себя вести» не имеют ничего общего ни с эффективной терапией, ни с самой жизнью. Многим людям эти установки перекрывают путь к свободе.

10. Тело использует депрессию как способ выразить протест против предательства нами самих себя.

Алис Миллер: «Любое воспитание приносит вред»

11. Морализаторство только уводит детей с верного пути и перекрывает им путь к самопознанию. Тело, в конце концов, не понимает моральные заповеди.

12. Лицемерие – универсальное средство овладения человеческими душами, в том числе и в педагогике.

13. Лжец не может уважать себя, а тот, кто не уважает себя, не уважает и других.

14. Гнев родителя – следствие его собственных проблем. Но вину за них взрослый возлагает на ребенка.

15. Полное подчинение воле воспитателей влечет за собой готовность взрослого человека полностью подчиниться чужой политической воле.

16. Любое воспитание приносит вред.

17. Люди, приученные молчать, страдают от этого осознанно или, чаще, неосознанно.

18. Отношение родителей к ребенку влияет на последующее отношение ребенка к себе самому.

19. Неспособность почувствовать собственные страдания, перенесенные в детстве, приводит к тому, что человек может оказаться невосприимчивым и к страданиям других.

20. Плохое поведение – один из немногих способов, которые использует ребенок для наказания взрослого.

21. Когда внутренний ребенок взрослого человека станет свободным, человек откроет истоки своих жизненных сил.

Алис Миллер: «Любое воспитание приносит вред»

Об эксперте

Алис Миллер – психоаналитик, писатель. Автор мирового бестселлера «Драма одаренного ребенка» (Академический проект, 2001). После 20 лет работы психоаналитиком полностью сосредоточилась на изучении проблемы детского насилия.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты