Как разговаривать с маленькими девочками

«Друзья пригласили меня на ужин, и я познакомилась с их пятилетней дочкой Майей. Когда я увидела маленькую Майю — в розовой ночной рубашке, с каштановыми кудряшками и темными глазками серны, — мне так хотелось сказать ей: «Майя, ну до чего же ты хорошенькая! Только посмотри на себя! Ну-ка повернись, покажи свою чудесную ночную рубашку в кружевах... красотка!»

Но я прикусила язык и сдержала первый порыв, который всегда охватывает меня при виде малышек, — так хочется сказать им, какие они чертовски сладкие, как красиво они одеты, какая у них красивая прическа и какие ухоженные пальчики.

Что в этом плохого, спросите вы? Так принято — это первое, что мы обычно говорим девочкам, чтобы разбить лед первой встречи. Почему не сделать им искренний комплимент, чтобы поднять их самооценку?

Подумайте вот о чем. По статистике, почти половина современных девочек 3–6 лет уже переживают, не слишком ли они толстые, несмотря на все возрастающую силу движения за бодипозитив. Около 15–18% девочек младше 12 лет регулярно пользуются косметикой — тушью для ресниц, подводкой для глаз и помадой. Нарушения пищевого поведения среди девочек-подростков встречаются все чаще, а самооценка с каждым годом падает.

Если вы показываете девочкам, что их внешность — первое, что вы замечаете при встрече, вы приучаете их к мысли, что внешность — самое главное в жизни. Из-за этого они садятся на диету в 5 лет, начинают мазать лицом кремом в 11, заказывают себе новую грудь в подарок на 17-летие и первый раз вкалывают ботокс в 23 года.

Наше время уже не требует от девочек быть привлекательными 24 часа 7 дней в неделю, но, к сожалению, это давно стало культурной нормой. И одновременно все больше женщин признаются, что чувствуют себя несчастными. Чего им не хватает? Осмысленной жизни, в которой есть обмен идеями и чтение книг, в которой ценят за мысли и достижения, а не за внешность.

Вот почему, встречая маленькую девочку, я стараюсь говорить с ней так.

«Майя, — сказала я, присев на корточки, чтобы быть с ней на одном уровне. — Мне очень приятно с тобой познакомиться». «Приятно познакомиться», — отвечает она заученно вежливым тоном, которым «хороших» девочек учат разговаривать со взрослыми.

«Послушай, а что ты читаешь?» — спрашиваю я, подмигнув ей. Дело в том, что я обожаю книги. Схожу по ним с ума. И не скрываю этого. Она округляет глаза, и заученно вежливое выражение на ее лице сменяется неподдельным интересом к теме. Она запинается, все же немного смущаясь в моем, незнакомой женщины, присутствии.

«Я обожаю книги, — говорю я. — А ты?»

Большинство детей любит книги. «И я! — отвечает она. — А еще я теперь умею их читать!» «Ничего себе», — удивляюсь я. Неплохо для пятилетки. Продолжай в том же духе, Майя. «Какая книга у тебя самая любимая?» — спрашиваю я. «Я сейчас принесу! Можно я ее вам почитаю?»

Вот он, мой вклад в систему ценностей, в которой девочкам не внушают с младенчества, что их внешность важнее, чем личность

Майя принесла незнакомую мне книжку, уселась рядом со мной на диван и с гордостью, громко прочитала вслух каждое слово о героине, которая любила все розовое и за это ее дразнили девочки в школе, которые носили только черное. Увы, книжка была о девочках и о том, что они носят и как выбор одежды показывает, какой у них характер.

Но после того как Майя перевернула последнюю страницу, я повела наш разговор к более глубоким вещам в книге: кто такие плохие девочки и каково это, одному идти против группы. Я сказала ей, что мой любимый цвет зеленый, потому что я люблю природу, и она сразу поняла связь.

Ни разу мы не коснулись темы одежды или волос, тела или кто насколько хорошенький. Невероятно, как тяжело удержаться от этих тем с маленькими девочками, но я была настроена решительно. Я сообщила ей, что только что закончила писать книгу и что я надеюсь, когда-нибудь Майя тоже напишет собственную книгу. Эта идея привела ее в такой восторг, что она с трудом оторвалась от меня, когда пришло время ложиться спать. Я пообещала, что в следующий раз мы почитаем вместе другую книгу на ее выбор и поговорим о ней. Малышка несколько раз возвращалась к нам в гостиную, потому что никак не могла уснуть в предвкушении новой встречи.

Вот он, мой маленький вклад в систему ценностей — такую, в которой девочкам не внушают с младенчества, что их внешность важнее, чем их личность. Один шажок в мир будещго, где женщин ценят и уважают за их ум. Один короткий миг, чтобы сознательно выступить ролевой моделью.

Изменят ли мои несколько минут с Майей нашу многомиллиардную индустрию красоты, реалити-шоу, которые принижают женщин, нашу помешанную на знаменитостях культуру? Нет. Но я открыла Майе новые горизонты хотя бы на один вечер.

Попробуйте этот способ в следующий раз, когда встретите маленькую девочку. Она может быть удивлена вначале, потому что немногие спрашивают ее о том, что она думает, но будьте терпеливы и не отступайте. Спросите ее, что она читает. Что она любит и не любит и почему? Не бывает неправильных ответов. Вы просто начинаете осмысленный разговор, тем самым проявляя уважение к ее уму.

С девочками постарше можно поговорить о текущих событиях: загрязнение окружающей среды, мировые войны, урезание школьных бюджетов. Что больше всего задевает ее во внешнем мире? Из-за чего болит душа? Как бы она решила эту проблему, если бы у нее была волшебная палочка? Думаю, ответы вас удивят. Поделитесь с ней своими задумками, достижениями, расскажите о своих любимых книгах. Покажите ей пример, как говорит и что делает думающая женщина».