psyhologies.ru
тесты
текст: Юлия Маркунина 

Жизнь подростков в эпоху интернета: ваше желание выслушать – самое важное

О жизни подростков и их родителей в эпоху интернета и о том, как правильно выстраивать отношения, чтобы не потерять друг друга, мы поговорили с Еленой Омельченко, доктором социологических наук, директором Центра молодежных исследований петербургского кампуса Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).
alt
Psychologies:  

Что необходимо знать родителям о сегодняшних подростках?

Елена Омельченко:  

Во все времена проблема одна и та же: растущее поколение – совершенно другие, чужие, незнакомые, непонятные. Раньше молодой человек уходил во двор, сейчас – в интернет. Но причина ухода не меняется. Подростку очень трудно. Поэтому самое главное, что должен знать родитель, – нельзя прекращать общение. Что бы ни случилось – наткнулись ли вы в соцсетях на фото с вечеринки, где «ребенок» употребляет алкоголь, увидели комментарий с матом, неожиданно обнаружили, что человек в 14 лет посещает порносайты. Даже если нашли пакет с непонятным веществом в комнате или любые другие свидетельства «ужаса» – в любой ситуации надо показывать любовь, доверие и понимание. Нельзя выстраивать отношения с подростком по принципу войны, борьбы, тем более наказания. Мощный протест – доказательство растущей личности. Если мальчик или девочка в переходном возрасте наталкивается на жесткий запрет, это только укрепляет стену.

Борьба, которая происходит внутри семьи во время пубертата ребенка, – абсолютно нормальное явление. Этот период гормональной перестройки организма часто отмечается взрывом бунтарства. Растущее, сексуализированное «Я» встречается с культурными нормами и ограничениями, которые накладываются обществом. Это битва натуры и культуры, как назвал ее английский психолог Герберт Холл, происходящая внутри подросткового тела. В это время молодой человек отстаивает свое право на личное пространство: на свою комнату, куда не надо заходить без спроса, свой компьютер, в который не надо лезть, свои дневники, которые нельзя открывать, телефон, в котором нельзя читать эсэмэски. Может быть, там ничего и нет, но шантаж и контроль стопроцентно приводят к конфликтам и еще больше подавляют ребенка. Это, в свою очередь, очень тяжело скажется на будущей жизни.

читайте такжеДети в чатах: о чем они говорят друг с другом
Как лучше вести себя родителям, которые понимают, что не контролируют жизнь своего ребенка в интернете?
Е. О.:  Все социологи отмечают, что сегодня поколенческий разрыв велик как никогда. Дети уже с шести-семи лет погружены в цифровой мир, это их первые навыки, поэтому усваиваются они стремительно. Для родителей тут путь один – не выглядеть «лохами». Браться за изучение и не воспринимать изначально эту сферу как абсолютно непознаваемую. Другой очень хороший ход – использовать ребенка как эксперта. Есть одно английское научное исследование – дети обучали родителей быстро обращаться с мобильными телефонами, пользоваться интернетом, кататься на скейтах и прочим вещам. Эта очень успешная программа помогла выявить и устранить ошибки в коммуникации. Родители больше узнали о своих детях, а дети получили необходимую долю признания.
Дети учили родителей, не бабушек и дедушек?
Е. О.: Только родителей, да. Кстати, одно наше исследование показало, что межпоколенческие отношения «зависают» именно на родителях. Дети питают больше доверия и уважения к бабушкам и дедушкам, к их опыту, честности, основательности прожитой биографии. Они для них – герои и созидатели, в отличие от родителей. Особенно в семьях, где у мамы и папы не хватало времени и они часто «сдавали» ребенка бабушке с дедушкой. Таким образом у маленького человека сформировывалось ощущение себя как помехи – для родителей, и себя как радости и счастья – для бабушки. Впоследствии это приводит к тому, что занятые родители оказываются слабым звеном в общении.
читайте такжеК. Керделлан, Г. Грезийон «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых»
Если сравнивать подростков 90-х и подростков нулевых, какие они, сегодняшние?
Е. О.:  Богатый выбор информационных каналов, потоков информации – все это многоголосье усиливает индивидуализацию. Маленький человек с детства формируется интернетом и СМИ как особая личность, способная к репрезентации. Они ведь постоянно показывают себя. Раньше такого не было. Если вначале интернет был пространством анонимности, то сейчас это территория максимальной открытости. Причем не просто открытости, а настойчивого подчеркивания своей индивидуальности. Это и фотографии, и постоянный мониторинг своих перемещений, документация покупок и прочее. Если говорить про средний класс, то ребенок стал местом семейных инвестиций. Раньше этого не было в таком маниакальном ключе. Индивидуализм – ставка на личность, понимание того, что все, чего ты достигнешь, – результат только твоих собственных усилий, поэтому родители вкладывают и вкладывают. Сейчас дошкольник, не занимающийся языком, не посещающий различных занятий, выглядит белой вороной.
Чем интернет помогает детям?
Е. О.: Мы сейчас проводим интересное исследование отношения подростков к своему телу. В этом смысле интернет играет замечательную роль. Например, подростки с пищевыми нарушениями (компульсивное обжорство, булимия, анорексия), которые в школе и даже в семье находятся в изоляции, в интернете мгновенно находят контактную группу, где их понимают, принимают и стараются помочь. Путь к своим становится короче. Это классно.
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • inhag   
    122 недели назад

Как можно было допустить попадание в сеть открытой базы всех жителей РФ www.go.qb.by/48729? Сначала, я, как и Вы, не поверила в то, что это реально оно, но решила проверить (то есть поискать) несколько раз и получила слишком много доказательств того, что сервис подает, к сожалению, честную информацию о людях, которые проживают в России
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье