psyhologies.ru
тесты
текст: Александр Куликов,  Елена Мешкова 

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?

Подростки склонны к риску в силу самых разных : биологических, социальных и семейных. Родителям обычно прекрасно известно, где «слабое место» их собственного подростка, в каких ситуациях он хлопает дверью, когда молчит и замыкается в себе, какой уровень стресса ему по силам. И все-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах. Самые распространенные зоны риска и их особенности комментируют врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Прежде чем смотреть на жизнь подростков со стороны, с позиции взрослого, мы воспользуемся данным фонда «Индем»*, чтобы понять, как воспринимают риск сами подростки. В ходе опроса школьники и студенты назвали рискованными ситуации, которые можно разделить на пять групп:

Первая группа – ситуации, в которых человек по собственной воле заведомо вредит своему здоровью. Вторая – случаи, когда можно стать жертвой своих экстремальных увлечений. В первом и втором случаях велико влияние сверстников и кумиров. Ситуации четвертого типа – азартные игры с судьбой, когда есть шанс и выиграть, и проиграть. Очевидно, что чаще всего подросток рискует сам, по собственному выбору: ради положительных эмоций и снятия стресса, для получения адреналина, в надежде на новый опыт, новые отношения, наудачу или по другим причинам. При этом две самые многочисленные группы ответов касаются вредного для здоровья поведения (1) и страха потери контроля (3). У опрошенных школьников и студентов были обнаружены гендерные особенности восприятия риска, в частности, нечувствительность некоторых юношей к риску и более выраженная боязнь девушек оказаться жертвой (ограбления, изнасилования, психологического воздействия, потери самоконтроля).

читайте такжеЛагерь для подростка: новый ракурс

Все эксперты отмечают, что риск у подростков носит комплексный характер. Те, кто регулярно употребляет алкоголь, чаще остальных подвергают себя и другим рискам: курят, пробуют наркотики и имеют непостоянных сексуальных партнеров. Не очень прилежные в учебе, по сравнению с дисциплинированными школьниками, реже завтракают, реже используют ремень безопасности, больше курят, чаще бывают пьяными, раньше начинают половую жизнь, реже чувствуют себя здоровыми, более склонны к суицидальным мыслям**. Поэтому для того, чтобы снизить риски, нужно действовать сразу во всех направлениях: разговаривать, объяснять, менять среду, консультироваться со специалистами, ограничивать, поощрять, мотивировать, направлять. Меняться самим, узнавать больше, стремиться быть более компетентными и авторитетными родителями в глазах подростка. А главное – научиться уважать и понимать подростка, поддерживать его, сохранять контакт и взаимное доверие.

Родителям не нужно бояться начинать разговор о курении, употреблении алкоголя и других наркотических средств до того, как подросток познакомится с ними. Так мы увеличиваем вероятность того, что информация о влиянии вредных привычек на организм, поможет ребенку сделать осознанный выбор и сохранить здоровье. Если ребенок уже начал экспериментировать с сигаретами, алкоголем или наркотиками, можно вместе с подростком честно обсудить все «плюсы» и «минусы» такого поведения. Внимательно выслушав его аргументы «за», мы можем помочь ему найти как можно больше аргументов «против», а заодно обратить его внимание на более увлекательные, приятные и осмысленные занятия.

Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)

Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).

alt

Курение: повзрослел!

Для многих родителей курение ребенка становится первым явным признаком его «взросления». Причем чем более уязвим и психологически неблагополучен подросток, тем больше (в 5–7 раз) риск, что он рано (в 12–14 лет) начнет курить и будет выкуривать не меньше 6 сигарет в день. Основными причинами начала курения многие подростки называют: желание казаться взрослым, быть принятым в подростковой среде, снятие стрессов и решение всех важных жизненных проблем.

Начиная курить, некоторые подростки в 16 лет уже сожалеют об этом, но чувствуют, что не способны остановиться. Хорошо известно, что чем позднее подросток приобщается к курению и чем меньше стаж курения, тем выше шанс, что он сможет бросить курить. Поэтому одна из задач взрослых – отодвинуть момент начала курения. Но еще лучше – не допустить его вовсе.

Большинству подростков трудно вообразить себя в возрасте 25 лет, а тем более – 55. Поэтому предупреждение о вреде, которое курение причинит здоровью в отдаленном будущем, вряд ли повлияет на их сегодняшнее желание курить. Не стоит говорить ребенку, что из-за курения он не вырастет, не станет сильным, красивым и успешным. По телевизору, в кино и вокруг себя он видит много умных, обаятельных, сильных, состоявшихся людей с сигаретой. Но мальчику нужно рассказать о риске снижения потенции из-за курения, а девочке – о высоком риске осложнений во время беременности и возможных проблемах со здоровьем у будущего ребенка. А еще можно объяснить, что с курящими бывает неприятно целоваться, что от табака могут потускнеть волосы, портится цвет лица, темнеют зубы. Полезно также развеять заблуждение, что курение помогает сохранить стройную фигуру, – вокруг полно толстых и курящих. Кроме того, ребенку можно сообщить, что курение уже не в моде, что в общественных местах и на работе его сильно ограничивают или вовсе запрещают. Посчитав вместе с сыном или дочерью, сколько курильщик тратит на сигареты, родители могут показать, что на эти деньги вполне можно купить что-то, о чем ребенок мечтает.

Если ребенок закурил, лучший выход – спокойно разобраться, почему он это сделал. Не стоит кричать на него или тем более грозить, что теперь он лишится любви родителей. Если дело в высокой нагрузке в школе, переживаниях и стрессе, мы можем объяснить ему, что привычка курить – источник нового стресса: если под рукой нет сигарет, курильщик вообще не может расслабиться. Чтобы успокоится, снять напряжение, повысить настроение, есть другие способы: заняться приятным делом, съесть дольку шоколада, прокатиться на велосипеде, просто выспаться. Если подросток начинает курить за компанию, опасаясь насмешек курящих друзей, нужно подсказать ему, что отказ от курения – это проявление индивидуальности, желания быть самим собой, и его станут больше уважать за самостоятельный выбор. Если сигарета – это способ показать свою взрослость, то предложите выразить это по-другому, например взять на себя больше ответственности, больше участвовать в принятии решений, учиться отстаивать свою точку зрения – в общем, вести себя по-взрослому.

Постарайтесь объяснить подростку, что вы заботитесь о его здоровье и готовы помочь ему справиться с этой привычкой. Полезным может оказаться разговор с психологом, школьным или семейным/подростковым врачом. Если вы сами курите, постарайтесь бросить; предложите бросать вместе. Если не получается, честно признайтесь в этом и укажите на себя как на пример мещающей вам зависимости, от которой даже при желании сложно избавиться.

alt

Алкоголь – новый образ жизни?

Большинство подростков чаще всего употребляют пиво и слабоалкогольные коктейли. Пиво особенно опасно для молодых людей, поскольку к нему легко привыкнуть, оно становится частью образа жизни. Частое употребление пива или вина в большом количестве равносильно употреблению крепких напитков. Маленькая бутылка пива (0,33 л) эквивалентна по содержанию алкоголя 125 мл вина и 40 мл водки. Молодые люди, которые начинают употреблять алкоголь в возрасте до 21 года, становятся хроническими алкоголиками в 4 раза чаще, чем те, кто делает это позже.

В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки часто называют желание усилить хорошее настроение или исправить плохое, отвлечься от проблем, облегчить общение с противоположным полом, почувствовать себя взрослым, не отставать от сверстников. Другие мотивы – любопытство, «просто так», «от нечего делать» и домашние праздники и торжества. Подросткам кажется, что с банкой пива или стаканом вина (даже если им не нравится их вкус!) они кажутся взрослее, увереннее в себе. Нередко приобщение к спиртному – способ показать родителям, что они уже не дети, или же привлечь их внимание к себе.

У некоторых родителей вырывается вздох облегчения, когда они узнают, что их подросток «только» выпивает: «По крайней мере он не употребляет наркотики». Алкоголь рассматривают как меньшее из зол. Другие родители, наоборот, начинают паниковать из-за бокала шампанского, выпитого на вечеринке, устанавливают строгий запрет на любые алкогольные напитки. Проблема тут, как и во многих других ситуациях, в здравом смысле и возможности для подростка контролировать свое поведение.

Если подросток пришел домой пьяным, надо с ним поговорить. Лучше это сделать обоим родителям на следующий день. Ругать и читать мораль бессмысленно; лучше рассказать, что вы пережили, когда увидели его в дверях, как вас это огорчило. Узнайте, где, вместе с кем и при каких обстоятельствах это произошло. Не устраивайте допрос, говорите спокойно, подведите итог: случившееся – это факт, новый опыт, и теперь, когда ребенок его получил, ему решать, как вести себя дальше: отказаться от спиртного или испытывать еще не окрепший организм на прочность. В 13–15 лет подросткам не верится, что алкоголь может стать впоследствии причиной инфаркта или язвы желудка. Поэтому лучше рассказать, что из-за частого потребления алкоголя может увеличиться вес, нарушится менструальный цикл или снизится потенция. Надо предупредить, что алкоголь снижает самоконтроль и способность оценивать ситуацию, из-за чего состояние опьянения может стать причиной неадекватных поступков, насилия, незащищенного сексуального контакта, травмы, а также интоксикации организма и обострения хронических заболеваний.

Устойчивое пристрастие чаще возникает у подростков, чьи друзья, родственники или родители регулярно выпивают. Семьи, где ребенку уделяют должное внимание, интересуются его проблемами, друзьями и времяпровождением, а также прививают навыки эффективного общения, критического мышления и принятия решений, умение управлять чувствами и эмоциями, реже сталкиваются с такими проблемами. Родители могут помочь подростку сформировать шкалу жизненных ценностей, повысить его самооценку, организовать досуг: вовлечь в творческую деятельность, занятия спортом и другое.

alt

Наркотики: не бояться обсуждать

Возраст молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, постоянно снижается, а ассортимент этих веществ – расширяется. В некоторых странах употребление молодежью «легких» наркотиков уже стало более серьезной проблемой, чем курение.

Многие подростки считают наркотики элементом молодежной субкультуры. Если спросить их о причинах употребления психоактивных веществ, ответы будут вполне предсказуемыми: «за компанию», «снимает напряжение», «для уверенности», «из-за плохих отношений с родителями», «от нечего делать», «из интереса», «для удовольствия», «не могу отказаться».

Взрослым часто кажется, что в их благополучной семье ребенок застрахован от употребления наркотиков. Но гиперопека заботливых родителей, которые лишают детей самостоятельности, может привести к тому, что ребенок не научится самоутверждаться в коллективе, сопротивляться давлению сверстников, будет легко поддаваться уговорам, а значит, рискует попасть в сети распространителей наркотиков. К такой же ситуации может привести и другая крайность – отсутствие контоля со стороны родителей, предоставление ребенку полной свободы действий.

Следующие признаки и особенности поведения позволяют допустить, что ребенок употребляет наркотические вещества:

  • резкие перепады настроения и физического состояния, например ярость, переходящая в смех, повышенная активность, резко сменяющаяся вялостью и сонливостью;
  • неадекватность поведения (повышенная возбудимость, смешливость, бессвязная речь, нарушение координации) без характерного алкогольного запаха;
  • возрастание расходов у ребенка, пропажа денег из дома;
  • резкое изменение круга общения и появление специфического жаргона.

Если что-то подобное происходит с вашим ребенком, не спешите делать однозначные выводы, читать нотации, угрожать или наказывать. Проконсультируйтесь с психологом, и, если ваши опасения подтвердятся, пойдите к нему вместе с ребенком. И главное, сохраняйте с ребенком контакт. Ваша поддержка и понимание будут служить для него опорой и помогут справиться со сложностями.

Близкие и доверительные отношения родителей с ребенком, совместное времяпровождение, принятие и уважение его самостоятельности, готовность помочь и безусловная любовь – лучшая вакцина от увлечения наркотиками. Но кроме этого, взрослеющего ребенка надо предупредить о том, что прием любых наркотических веществ (даже самых слабых и от случая к случаю) означает зависимость от них, а также повышает риск заражения ВИЧ (особенно если это инъекционные наркотики), вирусными гепатитами и инфекциями, передаваемыми половым путем. Если ваш ребенок не может сам организовывать свой досуг, помогите ему найти занятие, которое его заинтересует. Это может быть спорт, участие в музыкальной группе или в театральном кружке, игры вроде «Мафии» или интеллектуальные викторины, туристические походы, хорошие молодежные лагеря... Иногда достаточно предложить сыну или дочери пригласить друзей домой – у них будет территория для общения, а родители смогут лучше узнать тех людей, которые нравятся их ребенку.

Оценить ситуацию

  • Как родителям узнать, пора ли начинать беспокоиться? Можно ориентироваться на опросник, разработанный специально для подростков*.
  • Ты когда-либо ехал в автомобиле, за рулем которого был водитель, употребивший алкоголь или наркотики (в том числе и ты сам)?
  • Ты когда-либо употреблял алкоголь или наркотик, чтобы расслабиться, повысить уверенность в себе или завязать знакомство?
  • Ты когда-либо употреблял алкоголь или наркотики в одиночку?
  • Забывал ли ты о том, что было с тобой под воздействием алкоголя или наркотиков?
  • Семья и друзья говорят тебе о необходимости прекращения употребления алкоголя и/или наркотиков?
  • Попадал ли ты в неприятности или испытывал проблемы после приема алкоголя или наркотиков?

Ключевые слова в этих вопросах: «автомобиль», «расслабиться», «забывать», «друзья», «проблемы». По мнению авторов теста, два или более положительных ответа подтверждают наличие у подростка серьезных проблем с алкоголем или наркотиками, хотя, скорее всего, для алкоголя этот тест задает слишком суровую планку, а для наркотиков он слишком лоялен. Тем не менее на основании честных ответов вполне можно получить некоторое представление о ситуации. Если контакт с подростком установить не удается, а проблема требует вмешательства, помощь может оказать психолог или психотерапевт в учреждениях первичного звена здравоохранения, если родители будут активно способствовать тому, чтобы ребенок к ним обратился.

* Knight JR et al. «A new brief screen for adolescent substance abuse». Arch Pediatr Adolesc Med. 1999.

7 правил безопасности детей в интернете от экспертов компании Microsoft*

  • Проведите для ребенка экскурсию в мир интернета и объясните, что далеко не все, что они увидят и прочитают в интернете, является правдой.
  • Создайте доверительные отношения: общайтесь, вместе ищите интересную и полезную информацию в Cети.
  • Спрашивайте у ребенка об увиденном в интернете и приучите его советоваться со взрослыми. Убедитесь, что ребенок пользуется последней версией браузера, – именно так вы обеспечите максимальную защиту от вирусов и интернет-мошенничества.
  • Подберите вместе с ребенком правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации о нем (дата рождения, фамилия).
  • Объясните ребенку, что в Cети не стоит выдавать свой домашний адрес, номер телефона или другую личную информацию, например: место учебы или любимые места для прогулки.
  • Ограничьте доступ к нежелательным сайтам и получите отчет о действиях ребенка в интернете с помощью настроек родительского контроля.
  • Научите детей уважать других в интернете. Правила хорошего поведения действуют везде, в том числе в виртуальном мире.
  • Направляйте интересы ребенка и превращайте его из потребителя контента в создателя и программиста: используя современные программные возможности, можно сделать незабываемое семейное видео или коллаж для школьной газеты.

* Интерактивный курс Microsoft для детей, родителей и учителей «Основы безопасности детей и молодежи в интернете» активно используется в России, см.также ms-protect.ru

Интернет: способ употребления

Среди детей, заходящих в интернет, можно выделить три группы. Первая группа – посетители «правильных» сайтов: они ищут информацию для выполнения школьных заданий или полезные сведения для общего развития. Эту группу в основном составляют хорошо успевающие школьники. Родительские пожелания по ограничению времени пребывания в Сети они воспринимают на удивление адекватно. Правда, таких детей не очень много. Больше тех, кто относится ко второй группе, – кому нужен интернет ради интернета. Третья группа – смешанный вариант. Интернет им нужен как для получения информации, так и для виртуального общения. Таким подросткам полезно рассказать об опасностях интернета, избегая непонятных им категорических запретов.

Поскольку интернет – та область, в которой дети очень быстро становятся более компетентными, чем родители, родительский контроль здесь весьма затруднителен. Запреты вызывают у многих подростков раздражение и только повышают их активность в Сети, а родители чувствуют, что бессильны что-то изменить, особенно если и сами склонны «зависать» перед монитором. Тем не менее важно представлять себе, источником каких угроз для здоровья и безопасности детей может быть Всемирная паутина. По мнению экспертов компании Microsoft, опасность представляет агрессия в социальных сетях, знакомство в социальных сетях и мессенджерах с преступниками и пропаганда насилия и нездорового образа жизни, с которой можно столкнуться в интернете. Взрослым стоит также помнить (и говорить детям) о существовании интернет-мошенничества и риске заразить свой компьютер вирусами. Но самая большая родительская забота – избежать формирования у детей зависимости от компьютерных игр, интернета, мобильного телефона и других гаджетов: современные подростки стремительно утрачивают умение занять себя чем-то в отсутствие подобных устройств.

Родители могут снизить риски

Существует множество факторов, которые положительно влияют на жизнь и здоровье подростка, защищая его от рискованного поведения. Назовем только некоторые, самые важные:

  • взаимопонимание и поддержка в семье, доверительные отношения с родителями;
  • хорошие отношения с преподавателями и сверстниками в школе;
  • самоуважение, высокая самооценка, знание себя, способность к самоанализу;
  • твердые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, развитое нравственное чувство;
  • оптимизм, чувство уверенности в будущем, стремление получить образование, найти хорошую работу;
  • отсутствие примеров злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотиков в окружении подростка;
  • рациональное отношение к рискам, умение преодолевать трудности.

Эти факторы определяются во многом родителями, их собственным поведением и отношением к детям. Одним родителям это удается интуитивно, они хорошо чувствуют своего ребенка и умеют дать ему то, в чем он нуждается; другие переживают и действуют методом проб и ошибок; есть и те, кому приходится осваивать теорию, факты и цифры, чтобы быть убедительными в своих объяснениях или запретах. В любом случае, усилия не пропадут даром, ведь риски – это вероятность наступления неприятного события, но отнюдь не его неизбежность. Наш опыт работы с детьми и родителями неоднократно это подтверждал.

* «Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России» (Институт социологии РАН, 2007).

** По данным Кристины Берг-Келли (Kristina Berg-Kelly), эксперта Европейского центра подготовки специалистов в области охраны здоровья подростков EuTEACH (из лекционного курса 2009 года).

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты