Дети с яблоком и морковкой
Фото
Getty Images

Встречаясь с людьми, которые преуспели в жизни больше нас, мы, как правило, либо восхищаемся ими, либо им завидуем. Восхищение считается почтенным чувством — нам нравятся люди, способные восхищаться, это признак скромности и широты души. Зависть же — порочная наклонность, «досада по чужом добре или благе; нежеланье добра другому, а одному лишь себе», учит нас словарь Даля. Завистник, писал Бертран Рассел, «лишает других людей благ, что для него не менее желанно, чем заполучить эти блага самому. Если не обуздывать эту страсть, она приводит к гибели всякого превосходства, в том числе — превосходного владения какими-либо навыками»1.

Так ли это? Или все же может случиться так, что столь осуждаемая всеми зависть невольно приведет нас к какой-нибудь положительной цели? Оказывается, не все сорта зависти одинаковы: одни оставляют лишь горькое послевкусие, в то время как другие могут стать стимулом к новым достижениям.

Зависть возникает как результат воздействия двух факторов, считает профессор Университета штата Кентукки (США) Ричард Смит (Richard Smith)2. Во-первых, это возможность соотнести объект нашей зависти с нами: мы завидуем тому, что значимо и имеет смысл лично для нас. Великолепная пластика танца балерины вряд ли вызовет зависть у преуспевающего юриста, хотя сам он никогда не сможет выдать 32 фуэте. Во-вторых, человек, которому мы завидуем, на нас похож, мы ощущаем, что у нас есть нечто общее. Аристотель, говоря о зависти, замечал, что и горшечник завидует горшечнику. Когда мы кем-то восхищаемся, мы делаем это издалека. Завидуя, мы подходим вплотную и ставим себя на его место.

Восхищение и зависть можно рассматривать как антиподы: восхищение нас вдохновляет, зависть — пригибает к земле. Однако голландец Нильс ван де Вен из Тильбургского университета считает, что человеческие эмоции нельзя представлять в виде суммы простых противоположных друг другу эмоций. Он решил взглянуть на эмоции через язык. Если в русском зависть — это только зависть (как и в английском, где у слова envy тоже только одно значение), то в польском, тайском и голландском для этого чувства есть по два слова. В голландском первое слово, benijden, происходит от корня beniden, который значит «не выносить чего-то», а второе, afgunst, означает скорее «желать зла». Соответственно этим двум словам исследователь выделил доброкачественную и злокачественную зависть3.

В 2009 году он решил понять, различают ли два вида зависти носители тех языков, где для этого чувства есть лишь одно слово. Чтобы иметь материал для сравнения, он начал с работы с голландскими студентами, описав с их помощью доброкачественную и злокачественную зависть, восхищение и негодование. Потом он попросил англо- и испаноговорящих студентов (в чьих языках для зависти есть лишь одно слово) описать случай из жизни, когда они кому-то завидовали. Выяснилось, что у англоговорящих студентов два типа зависти встречались поровну. У испаноговорящих в соотношении два к одному преобладала зависть злокачественная. «Злокачественная зависть вызывала гораздо больше раздражения, что вело к желанию причинить другому боль и к надеждам, что тот провалится в своих начинаниях, — пишет Нильс ван де Вен. — В случае доброкачественной зависти ее объект воспринимался с большей симпатией, а переживание этой эмоции вдохновляло добиваться большего в жизни».

Когда завидовать лучше, чем восхищаться

Евгений Ильин

«Психология зависти, враждебности, тщеславия»

Зачем нам зависть? Оказывается, у этого чувства есть немало полезных функций.

Так есть ли тогда разница между доброкачественной завистью и восхищением? Есть, и она принципиальна: восхищение кем-то — эмоция приятная, нам лестно сознавать наше великодушие; переживание зависти болезненно. Чтобы пояснить свою мысль, ван де Вен ссылается на философа Серена Кьеркегора, который говорил, что «восхищение — это счастливое самоотречение, тогда как зависть — несчастное самоутверждение». Мы восхищаемся людьми далекими от нас, и потому это приятно; мы завидуем тем, кто как мы, кто рядом — и потому нам больно.

Два типа зависти различаются в первую очередь тем, что побуждают нас к противоположным действиям. В продолжение исследования ван де Вен две недели подряд спрашивал своих респондентов, испытывали ли они сегодня зависть. Если ответ был «да», он просил подробно описать это чувство и то, что из него воспоследовало. Оказалось, что испытавшие злокачественную зависть не делали ничего, а лишь жаловались на объект зависти, в то время как завидовавшие доброкачественно начинали усиленно работать, чтобы приблизиться к объекту зависти. Чувство зависти было неприятно, но становилось источником сил.

Более прицельный эксперимент, который показал, чем зависть отличается от восхищения, ван де Вен провел в 2011 году. Участников эксперимента (голландских студентов) разделили на две группы. Обеим дали прочесть биографию выдуманных ученых. Разница заключалась в том, что первая группа прочла историю о труде, работе надо собой и преодолении препятствий на пути к успеху. Второй достался текст о том, как мальчику повезло родиться умным и в хорошей семье, а дальше его жизнь сложилась как по нотам: научные достижения, успех и так далее... После этого обе группы прочли заметку в газете об их товарище-студенте Гансе (заметка, как и биографии, была выдумкой от первого до последнего слова), который выиграл премию на крупном международном научном конкурсе. Первая группа Гансу позавидовала (они рассуждали примерно так: «Эх, если б я постарался, я бы тоже так смог»), вторая — восхитилась им («Надо же, какой молодец!») Когда через полгода был проведен повторный опрос участников эксперимента, в первой группе многие утверждали, что стали больше учиться; во второй группе ничего подобного не произошло.

Возможно, русский язык отразил разницу между доброкачественной и злокачественной завистью с помощью метафоры цвета: у нас зависть бывает «белая» и «черная». Именно черная зависть — неприятное, тягостное чувство, которое может быть деструктивным и разъедающим душу. А «правильная» белая зависть толкает нас на свершения, пробуждает в нас дух борьбы и, в результате, делает мир немного лучше.

Подробнее о зависти читайте в статье M. Konnikova «Can envy be good for you?» на сайте издания The New Yorker.


1 B. Russell «The Conquest of Happiness» (Liveright, 2013).

2 R. Smith, S. Kim «Comprehending envy», National Center for Biotechnology Information, January 2007.

3 N. van de Ven «Leveling up and down: The experiences of benign and malicious envy». American Psychological Association, публикация от 29 января 2009 года.