psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Алла Ануфриева 

Как поступать с сильными эмоциями?
Мнение священника

Грех, страсть, аффект – есть ли между ними разница и к кому обращаться за помощью, если мы не можем совладать со своими сильными эмоциями? Комментарий священника Петра Коломейцева.
Грустная женщина на фоне окна ФОТО Getty Images 

«Грех, по учению церкви, – это ошибка или промах, а вовсе не преступление, как думают некоторые. К погибели человека приводит не сам грех, а болезнь души, ее поврежденность, которая является источником всех грехов. В православной терминологии эти смертоносные болезни именуются губительными страстями.

Восемь страстей

Евагрий Понтийский впервые дал определение восьми основным страстям: Чревоугодие, Блуд, Сребролюбие (страсти плоти). Гнев, Печаль, Уныние (душевные страсти). Тщеславие, Гордыня (духовные страсти).

Святой Иоанн Кассиан Римлянин описывает три вида гнева: внутренний гнев, внешний – в словах и рукоприкладстве, и злопамятство; два вида печали: по потерям и несбывшимся мечтам, из-за опасений, страхов и многих забот; и два вида уныния: апатия и отчаяние. Одно гонит в сон, а другое – из келии. В страстях духовных он отмечает два вида тщеславия: плотскими преимуществами и духовными заслугами; и два вида гордости: плотская надменность и духовное превозношение, которая гибельнее всех остальных страстей, поскольку подстерегает преуспевших в подвиге борьбы со страстями.

Cтрасти появляются не сразу, а постепенно. Вначале появляется некая греховная мысль, предложение греха с намеком на какую-то сладость, обещание удовольствия. Святые отцы называют это «прилогом», то есть тем, что желает присоединиться к нам, войти в нашу жизнь. Можно сказать, что человек не властен над появлением прилога, а потому эта стадия, стадия возникновения искушения, сама по себе еще безгрешна. Подобно этому и сильные эмоции, которые внезапно овладевают человеком, имеют полное право на свое возникновение. «Мы не в силах запретить птицам летать над нашими головами, но в нашей полной власти запретить им свить гнездо на нашей голове, и уж тем более, высидеть там птенцов», – так писал один из учителей церкви. Поэтому гораздо важнее то, что человек сделает с этими эмоциями и как он поступит под их влиянием. Мы начинаем разбираться, точно ли это хорошее предложение или же это все-таки приглашение ко греху, и спорим с ним, и осуждаем его – то есть мы вступаем во вторую стадию, борьбы с помыслом, и все еще может закончиться победой над помыслом.

читайте такжеЛинор Горалик: «Наше детство – это история отказа от соблазнов»

Третья стадия является переломной. Увлекшись полемикой с помыслом, можно представлять себя в качестве действующего лица, побеждающего данный грех, и не заметить, как произойдет увлечение этим помыслом, сладостное мечтание о запретной ситуации, смакование возможных подробностей… Затем последует четвертая стадия, «пленения», то есть сильного увлечения прилогом, который становится для человека страстью, когда он теряет контроль над ним. Это приводит к окончательной зависимости человека, к потере контроля над своими поступками, к одержимости, когда грех сам властвует над человеком и над его жизнью.

Леонид Виноградов «О страстях и искушениях. Ответы православных психологов» (Никея, 2016)

Леонид Виноградов «О страстях и искушениях. Ответы православных психологов»

Что общего у чревоугодия и булимии, уныния и депрессии? А печаль и тревожность – это одно и то же? Святые отцы говорят о том, что страсти — это не преступление, а недуг, болезнь. Психологи видят за ними психологические проблемы, которые нуждаются в терапии. Психологи Наталия Инина, Денис Новиков, Борис Воскресенский, Татьяна Гаврилова и другие размышляют о гордости, гневе, тщеславии и их психологических причинах. (Никея, 2016)

Мудрее поступает тот, кто уже на первой стадии внимателен к искушению, потому что с каждой последующей стадией борьба со страстью становится все труднее. Современный человек обычно молниеносно проскакивает первые стадии, обнаруживая себя уже глубоко погрязшим в нехорошие мечтания и желания, или совершая некрасивые поступки, которые на самом деле он вовсе не хочет совершать.

читайте также30 жизненных принципов Махатмы Ганди

Борьбу со страстями надо начинать с любимой, то есть наибольшей, но нередко бывает, что осознания греха и осуждения его еще недостаточно для победы над грехами. Дело в том, что каждая страсть, укореняясь в человеке, связывается со многими другими, жизненно важными для человека вещами. Распутать этот клубок способен психолог. Благодать Божия вытесняет страсть, а психологическая помощь находит те травмы, которые эта страсть обслуживала. Зачастую наши зависимости есть не что иное, как своеобразная анестезия, анальгетик, который приглушает душевную боль, никогда ее не вылечивая. Эта боль иногда оказывается вытесненной, и ее принято называть «психологической травмой». Особенно часто такие травмы человек получает в детстве, а последствия их сказываются в зрелом возрасте. Корни алкогольной или наркотической зависимости лежат не в дурном характере или в генах, а в неуврачеванных травмах. С помощью психолога человек может обнаружить в себе те слабые места, за которые цепляется завладевшая им страсть. Так, не подменяя друг друга, священник и психолог помогают человеку встать на путь духовного здоровья.»

Петр Коломейцев, священник, психолог, сурдопедагог, соучредитель Центра реабилитации детей-инвалидов ДЭЦ «Живая Нить» и духовник Образовательного центра равных возможностей для детей-сирот «ВВЕРХ».

Мнение психолога Бориса Братуся читайте здесь.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье