psyhologies.ru
тесты

«Любовь вышла из моды»

Его новый роман о смысле жизни. Но в нем нет любовной линии. А ведь многие из нас видят смысл своей жизни именно в любви. Писатель Анатолий Королев объясняет, почему так получилось, и размышляет о том, какой любовь была в начале прошлого века и как изменился с тех пор наш взгляд на нее.
 «Любовь вышла из моды» ФОТО Getty Images 

Когда я приступал к роману, мне мерещилась любовная история, в которую попадает мой герой – частный сыщик. На главную роль в этой коллизии я наметил три фигуры: двух девушек-близняшек и женский дух книги о мандрагоре. Но по мере работы все любовные линии оборвались.

Любовь вписана в контекст времени

Мой герой перемещается из нашего времени в условный 1924 год. Скрупулезно воссоздавая плоть той эпохи, я обнаружил колоссальный отлив всякой романтики. Эпоха уже готовилась к новой мировой войне, и любовь на время сменилась эротикой. Причем эротика приняла агрессивную форму отрицания женственности. Вспомним моду 20-х годов (особенно германскую): французский стиль томной неги заменил стиль мотоциклета. Девушка-летчик – шлем вместо шляпки, брюки вместо юбки, горные лыжи вместо купальника, отказ от талий и бюста.… Одев своих близняшек по моде протомилитаризма, я внезапно лишил их всякой желанности для героя из нашего времени. Мой сыщик просто не мог влюбиться в таких ос, да от него никто и не ждал никаких чувств. Если и ждали, только лишь секса.

А роман чтеца (каким становится герой по мере развития сюжета) с духом книги оказался слишком эфемерным. И жесткость исторического контекста не позволила ему состояться.

Любовь вписана в тектоническую активность времени: перед ударом цунами (а война – это всегда кипение всяких чувств, в том числе и любви, особенно острой на фоне разгула смерти) берег пустеет, обнажается пляж, воцаряется сушь.

В эту сушь я и угодил.

Сегодня любовь стала интенсивней

Наше время – начало XXI века – вполне пригодно для любви, но тут есть несколько черт…

На мой взгляд, любовь стала интенсивней: чувства стартуют практически с кульминации, с любви с первого взгляда, но дистанция резко укоротилась, в принципе можно потерять голову утром, а к вечеру пережить к предмету любви отвращение. Я, конечно, утрирую, но мысль понятна.…

А мода в отличие от моды столетней давности сегодня перешла от вещей, от лифа и бретелек, от высоты каблука или типа прически к образу жизни. То есть в моде не форма, а содержание, образ жизни, который взят в качестве образца. Образ жизни Марлен Дитрих вызывал скорее шок у современниц, чем желание подражать, в этом явно был риск.

Образ жизни, например, леди Дианы, которая перед гибелью стала идолом человечества, на мой взгляд, ввел моду на свободу от брака. И вот парадокс – сегодня сама любовь как таковая в чистом виде вышла из моды. Все современные чувства приязни, влюбленности, увлечения, любви, наконец, идут против течения. В общественном сознании скорее царит аура флирта, эротики и любовной дружбы.

Смысл любви в наше время – создание капсулы, внутри которой два существа игнорируют внешний мир

Любовная дружба – новинка в отношениях между мужчиной и женщиной: сто лет назад дружба категорически не рифмовалась с сексом, а сегодня это, пожалуй, норма. В этой фазе существуют сотни пар, и даже рождение детей не влияет на такой вот стиль отношений. Брак в его классической форме часто превращается в чистую условность.

Посмотрите на брак голливудских звезд: многие из них живут долгие годы фактически как любовники, оттягивая формальности как можно дольше, игнорируя даже браки своих повзрослевших детей. А вот со смыслом внутри любви ситуация намного сложней. Два предыдущих тысячелетия люди считали смыслом любви – создание семьи.

Сегодня семья не считается смыслом любви (если ограничить круг размышлений территорией Европа + Россия). Смысл любви в наше время – создание особого рода монады, единства близости, капсулы, внутри которой два существа игнорируют внешний мир. Это такой эгоизм для двоих, планета Земля емкостью в два человека. Любящие живут в добровольном плену своих хороших или дурных настроений, словно дети без опеки родителей, прочие смыслы тут только помеха.

Дом близнецов, Королев

Анатолий Королев – прозаик и драматург, обозреватель журнала Psychologies, автор 18 книг. Его новый роман «Дом близнецов» (ArsisBooks, 2016) сочетает черты триллера, детектива и исторического романа.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье