psyhologies.ru
тесты
текст: Мария Ищенко 

Open-space: как не сойти с ума

Большинство компаний организует пространство в формате open space - т.е. никаких личных кабинетов, столы сотрудников отделены друг от друга в лучшем случае перегородкой. Как это влияет на производительность и наше самочувствие?
alt

Для большинства компаний офис, организованный по принципу open space (открытое пространство), давно стал нормой. Одних все устраивает, другие называют его коммунальной квартирой и предпочли бы «кабинетное расселение». Так как выбирать обычно не приходится и деваться с подводной лодки, то есть с рабочего места, некуда, мы вместе с коучом Марком Кукушкиным составили список основных правил для офисных сотрудников и офисных же начальников.

Об эксперте

Марк Кукушкин – старший партнер компаний Best T&D Group и Тренинг-Бутик, тренер, консультант, коуч

Безусловными преимуществами опенспейсов руководители называют экономию (они обходятся дешевле, чем отдельные кабинеты), более демократичную атмосферу и большую оперативность в решении рабочих вопросов. Эксперты среди плюсов отмечают отсутствие границ в прямом и переносном смысле: «Когда ты не отделен стенами, тебе и физически, и психологически легче подойти к коллеге, ‒ поясняет коуч Марк Кукушкин. ‒ «Безбарьерность» работает на большую проточность и связанность: много людей, действий, взаимодействий».

читайте такжеПравильное рабочее место: как сделать свою работу полезнее для здоровья

Однако сотрудники видят в таких офисах больше минусов, чем плюсов. Главный из них ‒ отсутствие конфиденциальности. Любой разговор, деловой или личный, слышат окружающие. Личного пространства нет, внешний вид стола бывает жестко регламентирован. Что касается работоспособности, то и тут исследователям порадовать руководителей нечем: мотивация в опенспейсах ниже, концентрация и продуктивность ‒ из-за постоянного шума и стресса ‒ тоже.

Как же оптимизировать работу и жизнь в открытом пространстве, напоминающем общежитие?

Датские исследователи обнаружили, что количество рабочих дней, которые мы пропускаем из-за болезни, прямо пропорционально количеству наших соседей по офису: сотрудники опенспейсов, в которых находится больше 6 человек, болеют на 62% больше работников из отдельных кабинетов. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21528171

Правила. В небольшом сплоченном коллективе, где низкая текучесть кадров, люди давно работают вместе, правила поведения в офисе можно принимать по факту, обсуждать всем вместе, учитывая пожелания каждого, и передавать сложившиеся традиции «новобранцам» устно. Другое дело ‒ колл-центр на 200 человек, где «жизненный срок» сотрудника ‒ 3‒6 месяцев. «Тогда обычно кто-то из руководителей задает правила и фиксирует их на бумаге. Там может быть прописано, например, что кофе/чай на рабочем месте ‒ это пожалуйста, а бутерброд с сыром ‒ уже извините».

Организация пространства. Помимо кухни, на которой можно разогреть полноценный обед и съесть тот самый бутерброд, неплохо бы обустроить в опенспейсе и комнаты тишины, в которых можно побыть одному, сосредоточиться или, наоборот, сбросить напряжение. Еще одно офисное must have ‒ отдельная зона развлечений за стенкой, с настольным хоккеем или пинг-понгом. Не будет ли это помехой работе? «Как показывает практика, развлечениями люди не злоупотребляют, так как у них достаточно дел».

читайте также10 способов сохранить энергию в течение рабочего дня

Рабочий стол. Что касается организации личного пространства, если жестких правил по внешнему виду стола нет, можно «персонализировать» его красивыми открытками, стикерами с вдохновляющими цитатами, фотографиями, календарем и прочее. И разумеется, в любом случае ‒ не забывать поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок.

Общение и обращение. Очевидно, что не стоит кричать коллеге через весь офис. Звонить коллегам по телефону или писать в скайпе/по e-mail, когда вы сидите через несколько столов друг от друга, тоже странно. Лучше подойти, в идеале ‒ сразу с несколькими «накопленными» вопросами, а не подбегать то и дело с каждым из них. Правда, опыт показывает, что это далеко не всегда работает, и некоторые вопросы требуют действительно безотлагательного решения. В любом случае прежде чем обратиться к коллеге, стоит спросить, может ли он сейчас уделить вам время. Таким образом вы продемонстрируете, что уважаете его личное пространство.

alt

«Приемные часы». Обратная сторона отсутствия границ в офисе ‒ постоянная избыточная доступность. Вас постоянно отвлекают вопросами, пожеланиями, предложениями, просьбами? Кто-то в таких случаях вывешивает на рабочем месте «приемные часы» для коллег. Но есть и другой выход: «Компания может составить общеофисный график, в котором, например, для совещаний будут отведены строго определенные часы, другие часы будут приоритетными для индивидуальной работы сотрудников».

Телефон. Лучше поставить телефон на вибрацию или на такую громкость, чтобы звонок не отвлекал окружающих. Несрочные личные разговоры лучше отложить до ланча или хотя бы вести их в коридоре. Вряд ли коллегам хочется знать о ваших планах на вечер. Да и вряд ли вам хочется, чтобы они их знали.

читайте такжеTo-do or not to-do: почему нужно составлять списки дел

Звукоизоляция. Наушники, беруши и прочие средства защиты от шума, конечно, хороши, но использовать их лучше только в экстренных случаях. «Этика офисного взаимодействия подразумевает, что ты это делаешь не регулярно, а когда тебе необходимо предельно сосредоточиться». Что касается непроизводственного шума в опенспейсе, скажем, от кофемашин, эффективное решение проблемы нашла одна торговая компания, предложившая своим сотрудникам устраивать два раза в день общие 15-минутные кофебрейки.

Запахи. Еда на рабочем месте ‒ табу не только из-за звуков, отвлекающих коллег, и крошек, забивающихся в клавиатуре, но и из-за запаха. По этой же причине лучше не злоупотреблять духами (тем более что у некоторых людей бывает аллергия на сильные запахи парфюма и косметических средств).

Опрос более 40 000 сотрудников опенспейсов показал, что многозадачность, с которой они неизбежно сталкиваются, делает их менее разборчивыми и более импульсивными. А в снижении качества и скорости выполнения задач виноват не только шум, но и некомфортный температурный режим и даже качество воздуха. lubswww.leeds.ac.uk -_FINAL.pdf

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье