Заявить о своих требованиях: как отстаивать личные границы на работе

Едва придя в офис, мы обнаруживаем, что кто-то забрал важные бумаги с нашего стола или заходил в нашу почту… Вечер. День рождения ребенка, и вдруг звонят с работы: срочно посмотри почту — там документы от партнеров, готовь договор!.. Мы увлеченно работаем над проектом, как вдруг узнаем, что его уже поручили другому… Начальник вызывает нас к себе, начинает грубо отчитывать, а потом и вовсе швыряет бумаги нам в лицо…

Знакомо? Подобные ситуации происходят ежедневно в тысячах компаний. Что мы при этом чувствуем? В зависимости от темперамента реакция бывает разной, но в любом случае мы теряем душевное равновесие. И чем чаще мы подвергаемся такому стрессу, тем меньше у нас сил, энергии, мотивации, тем больше истощение, и не только эмоциональное, но и физическое.

Мы боимся дать отпор

Что произошло в каждом из этих случаев? Это не что иное, как агрессия: начальник (или коллега) агрессивно нарушил наши личные границы, а мы вовремя не выставили «пограничные столбики». На работе агрессию проявляют тем чаще, чем выше ее уровень в обществе. (А у нас в стране он сейчас высок, в чем можно убедиться, включив телевизор.) К тому же в нашей культуре не очень принято отстаивать свои границы и уважать чужие.

Особенно трудно нам решиться заявить о своих границах на работе. Ведь ставки тут высоки. Мы боимся прослыть неудобными работниками, помешать своему карьерному росту, упустить премию или даже потерять работу. А кому-то еще и лестно чувствовать себя незаменимым, нужным. Поэтому мы постоянно идем на уступки, закрываем глаза на эти болезненные вторжения… а в итоге истощаем свои ресурсы и начинаем поневоле хуже работать.

Но есть и еще одна причина нашей уступчивости: зачастую мы не понимаем, что происходит, в чем причина эмоционального дискомфорта, потому что не задумываемся о личностных границах. Каждому из нас нужно понимать: они существуют! И блюсти их жизненно важно.

Как защитить свои границы

Шаг первый. Чтобы защищать свою собственность, надо понять, чем мы владеем, четко уяснить свои границы сначала для себя: что для меня самое важное в отношениях и, наоборот, что меня ранит, раздражает, лишает психологического комфорта? В чем я готов быть гибким, а где ни за что не отступлю? Список не должен быть длинным: отбираем лишь то, что для нас принципиально.

Шаг второй. Нужно четко заявить начальнику или коллегам, что нас не устраивает и какого отношения к себе мы больше не допустим.

Шаг третий – последовательно придерживаемся своей линии и ни в коем случае не отступаем от заявленной позиции.

Железная рука в бархатной перчатке

Многим кажется, что выражать свое несогласие, переходя на повышенные тона или даже на крик, — значит отстаивать свои границы. На самом деле такое поведение — та же агрессия: переходя в атаку, мы сами нарушаем границы собеседника. По этой же причине неуместно давать ему советы: это тоже вторжение на его территорию.

Другая неудачная тактика — выступать в роли просителя. Если мы боимся, ощущаем себя жертвой, разговор лучше даже не начинать. Наша попытка обречена. Страх прекрасно считывается окружающими, и наш начальник не исключение.

Шанс на успех есть, если мы приходим к руководителю не как агрессор и не как жертва, а как сотрудник, то есть человек, готовый к сотрудничеству. Мы не высказываем свои претензии, а ищем пути улучшить качество работы. Принцип здесь такой: когда мы говорим другим «да», то не говорим «нет» себе.

И наоборот, когда говорим себе «да», не говорим «нет» другим. Мы уважаем себя и уважаем начальника. Мы заинтересованы в нем, а он в нас. Поэтому мы говорим с ним спокойно и с достоинством, твердо давая понять, где та грань, за которую мы не отступим. Мы — «железная рука в бархатной перчатке».

Начинаем с «да», за которым следует «но»: «Мне очень нравится моя работа. Но я не могу работать все вечера и совсем не отдыхать», и, наконец, предлагаем поискать общее решение: «Давайте подумаем, как можно организовать процесс иначе».

Он уважать себя заставил?

О тех, кто отстоял свои границы, обычно говорят, что они умеют себя поставить. И это умение не зависит от должности. Конечно, лучше обозначить границы сразу, как только мы приходим на новую работу. Но даже спустя годы ситуацию чаще всего можно изменить. А что, если мы потерпим неудачу? Да, бывают начальники, которые не хотят никого слушать.

Что ж, в некоторых тяжелых случаях лучше поступить как Кутузов: потерять Москву, но сохранить Россию, то есть потерять работу, но сохранить здоровье.

Есть так называемая молитва гештальт-терапевта, которая по смыслу подходит к описанным выше коллизиям и помогает увидеть их суть.

«Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. А я — это я. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. А если нет — этому нельзя помочь»1. Стоит прислушаться к этим словам.

Какие виды границ мы отстаиваем на работе

  1. Эмоциональные границы. Они нарушаются, когда пренебрегают нашими чувствами, объясняет Марина Мелия: грубо разговаривают, тыкают, не спросив разрешения (но к себе ждут обращения на «вы»), кричат, оскорбляют, используют нецензурную лексику, позволяют себе бестактные вопросы или неуместные комментарии: «В таком возрасте вы не замужем?! Вам надо налаживать личную жизнь!»
  2. Границы личного пространства. К нему относятся наш рабочий стол, шкафчик, компьютер, кружка, само рабочее место. Примеры нарушений: кто-то без спроса навел у вас на столе порядок, вас без объяснений пересадили на другое место, в ваше отсутствие пользовались вашим компьютером.
  3. Границы рабочего пространства. Они определяются нашими функционально-ролевыми ожиданиями: вот это мои обязанности, функции, — а вот это чужие. Нарушаются, когда нам поручают то, что не входит в наши обязанности, или лишают полномочий. Пример: вы работаете над проектом, и вдруг вам сообщают, что он передан другому сотруднику.
  4. Временные границы. Нарушаются, когда нас заставляют пожертвовать личным временем в пользу рабочего. Примеры: начальник требует, чтобы вы допоздна засиживались в офисе; чтобы в выходной день все шли на коллективное мероприятие (тренинг, спектакль, марафон).
  5. Физические границы. У каждого из нас есть свое индивидуальное ощущение безопасной дистанции между нами и другим человеком (причем с разными людьми она у нас может быть разной). В среднем социальная, публичная зона составляет 3,5 м, деловая — 1–1,5 м, личная (с друзьями) — от 50 до 120 см, интимная — от нуля до 50 см. Примеры нарушений: коллега при встрече вас обнимает/целует, а вы чувствуете неловкость; начальник или коллега во время разговора стоит слишком близко. Сюда же относятся и сексуальные домогательства.
Заявить о своих требованиях: как отстаивать личные границы на работе
Мелия

Об эксперте

Марина Мелия – психолог, коуч, автор книг, в том числе «Успех — дело личное», «Бизнес — это психология».


1 Ф. Перлз «Гештальт-семинары» (Институт общегуманитарных исследований, 2016).