У аборта всегда есть цель

Юнгианский аналитик Эва Паттис Зойя видит глубинный смысл прерывания беременности в том, что этот опыт раскрывает в женщине ее подлинное «Я».

Эва Паттис Зойя (Eva Pattis Zoja), клинический психолог, преподаватель Института Юнга (Швейцария).

Причины, по которым женщины делают выбор не в пользу рождения ребенка, хорошо известны, в них есть обычно социальная и эмоциональная сторона. Однако менее известно, что аборт выбирают женщины, прекрасно осведомленные о средствах контрацепции. Это отчасти говорит о том, что наряду с причинами есть цель, которую женщина (часто бессознательно) пытается достичь. Аборт может означать, что молодая женщина хочет убедиться в своей способности забеременеть.

Почему эта потребность так сильна, что нужна жесткая проверка практикой, а наличия менструаций и заключения гинеколога недостаточно? Думаю, потому, что в современном цивилизованном обществе отсутствуют обряды инициации молодых женщин, которые существовали в античной и средневековой традиции. На рациональном уровне женщина знает, что она фертильна. Но ей необходимо телесное, физиологическое переживание. В результате беременности и аборта женщина получает окончательный ответ: «Я могу забеременеть и родить».

Молодые женщины часто беременеют перед окончанием вуза и защитой диплома, когда перед ними остро стоит выбор — сохранить беременность и стать матерью или сделать аборт и заняться карьерой. Прибегая к аборту, они, соответственно, выбирают работу и творческий путь. По крайней мере, на одном из этапов своей жизни.

Наконец, аборт — это возможность пережить максимально драматическую ситуацию, чтобы измениться. Многим нужно подвергнуть себя болезненному испытанию, чтобы почувствовать себя взрослыми. Вряд ли существует более сильное средство «выйти из детства», чем убить в себе ребенка. Многие женщины, с которыми я работала, говорили, что в результате простились с детским представлением о том, что у них появится новая кукла. Зачастую это единственный способ отказаться от этой инфантильной фантазии. Но главное, они признавались, что аборт повлиял на их мировоззрение и отношение к миру: на первый план вышли те составляющие их идентичности, которые прежде были скрыты.

Аборт, будучи инициацией, меняет жизнь и личность.

Так почему сегодня, когда роды достаточно безопасны, контрацептивы доступны, а матери не прерывают карьеру даже после рождения нескольких детей, аборты все же достаточно часты? Потому что современной женщине нужны как минимум две инициации. Полная инициация — роды — делает женщину матерью, а аборт как частичная инициация позволяет ей войти в новую жизнь, быть собой. Ведь это очень страшно — отвергнуть ценности, которые присущи обществу с незапамятных времен, выразить своим поступком презрение ко всем матерям. Тех, кто решился на аборт, и сегодня осуждают, их тяготит чувство вины. И все же так женщина впервые в жизни говорит «да» самой себе.

Лекция прочитана на VIII Международной конференции Московской ассоциации аналитической психологии.