Половое воспитание в семье и школе

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

alt

Когда мне было пять лет, я спросил у мамы, откуда я взялся. Она ответила: «Я купила тебя в роддоме». «А сколько ты за меня заплатила?» – спросил я. «Очень дорого. Сто рублей». Я спросил: «А ты сколько стоишь?» «Не знаю, – сказала мама. – Не помню, спроси у бабушки». Летом меня отправили в деревню к бабушке. И я спросил у нее: «Бабушка, а за сколько рублей ты купила маму?» Бабушка засмеялась: «Ни за сколько, Роденька. Я ее в капусте нашла. Бесплатно». «А мама сказала, что ты ее купила в роддоме». – «Правильно, Роденька. Это я ее уж потом в роддом снесла и купила. Оформила за руб двадцать. А сначала в огороде, в капусте». – «Только руб двадцать? Так дешево?..» – «Да, Роденька, раньше все дешевше было, не то что теперь. Все нынче подорожало». – «А откуда она в капусту попала? Из животика, да?» – «Да ты что, господь с тобой. Это кто ж тебя научил? Стыд-то какой. В капусту, Роденька, деточек аист носит». – «С космической фабрики?» – «Какой такой фабрики?.. Научают детей черт знает чему, прости господи. От Бога, миленький мой, от Бога». – «Бабушка, Бога на земле нет, мне в детском саду старший мальчик сказал. Бог был раньше, а теперь он в космосе. И аистов тоже нет. Людей делают на фабриках, из фабрик кладут в животики, из животиков в капусту, а из капусты в роддом». Потом, когда пошел в школу, я спросил у Витьки Штыря, командира нашего двора (ему было уже тринадцать), за сколько его купили. Витька посмотрел на меня, прищурился и сказал: «Ща по хлебалу. Ты откуда взялся? Из Фэ-эС-Бэ?» – «Не, – ответил я, – я из роддома. Меня там купили. А сделали на фабрике, в космосе». «Ха-ха-ха!.. Во дает. Ты че, глупый? Не знаешь, как детей делают?» – «Как?» – «Вот так: тюк, и готово. Чем ссут, понял?» – «Вот так?..» – «Ну. А ты как думал?» Я заплакал. Я понял, что я глупый. Понял, что взрослые врут, врут и врут, и что все это очень скучно. Как раз в этот день папа учил меня, что врать нельзя никогда, потому что любое вранье обязательно разоблачается. Штырь мне потом еще много чего порассказал. В общем, все оказалось так просто, что я даже расстраиваться перестал. Но почему-то все равно не хотелось верить, что все получаются из того, чем...

В. Леви «Новый нестандартный ребенок»

(Торобоан, 2002).

Наверняка многие читатели узнают себя в героях этого рассказа из замечательной книги Владимира Леви «Новый нестандартный ребенок». Кто-то улыбнется, вспомнив свое детство и те рассказы про «аистов и капусту», которые им довелось услышать от своих родителей. Кто-то в недоумении задаст справедливый вопрос: «А что же рассказывать пятилетнему малышу о том, как «делают» детей?» А кто-то, как отец Роденьки, решит, что проблемы нет – вырастет и узнает. Роденька вырос и узнал. Узнал, что взрослые врут, и родители в первую очередь. Узнал через пошленький рассказ старшего товарища. И в этом узнавании у него, как и у многих других подростков, смешались правда и ложь, пошлость и романтизм, стыд и желание. А потом из-за этой лжи и недосказанности в 15 лет девочки становятся мамами или рискуют ими никогда не стать из-за прерванной беременности. Не наученные говорить «нет» и при этом не прослыть маменькиным сыночком мальчишки из бравады и любопытства могут попробовать пиво и «травку», а потом и иглу. Более 3,7 млн человек в странах бывшего СССР потребляют инъекционные наркотики*. Многие из них пристрастились к наркотикам в юности и в подростковом возрасте.

Кто, если не родители?

Родители – первые по времени воспитатели. С момента рождения ребенка все, что делают и не делают, о чем говорят и умалчивают родители, воспитывает и образовывает его личность. Отношения родителей между собой, с ребенком и с другими задают образец, который потом будет узнаваться в поведении ребенка. Пример родителей во всех вопросах, начиная от того, как они общаются друг с другом и с ребенком, и заканчивая тем, какой образ жизни они ведут, какие ценности и убеждения разделяют, имеет первостепенное значение для усвоения ребенком норм и стереотипов мышления и поведения. Хорошо, если семья дает положительный пример. А если нет?

В любом случае он будет искать информацию, которая ему нужна и интересна, – о том, как меняется его тело (вторичные половые признаки, менструация, поллюции) и душа (мысли, желания, приоритеты), о том, как развиваются отношения (дружеские и романтические), о первой любви и о первом свидании, о создании семьи и рождении детей. То, что не скажут родители, расскажет «Штырь», просветивший Родьку, или Яндекс. Но при этом есть очень большой риск, что услышанное от друзей, прочитанное в чате или на случайном сайте окажется не совсем верным и даже неправильно вредным.

А кто же даст верные сведения, поможет сориентироваться в потоке информации, научит критически осмысливать прочитанное, услышанное и увиденное, принимать самостоятельные решения, не поддаваться вездесущей рекламе, противостоять принуждению со стороны сверстников? Кто, если родители стесняются, не знают, не могут или не хотят, расскажет о физиологии, репродукции и контрацепции? И донесет мысль, что отношения, любовь и семья лучше всего строятся на таких общечеловеческих ценностях, как равноправие мужчины и женщины, уважение прав человека, недопустимость насилия и ответственность за свои поступки.

Школа

Эти задачи ставятся перед школой. Ей вменяется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание обучающихся. А от последних требуется забота о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.**

Логично, чтобы в рамках обучения здоровому образу жизни призывали не только заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, но и научили элементарной гигиене и культуре половых отношений ради сохранения репродуктивного здоровья.

Возможно, кто-то из сегодняшних родителей помнит «Гигиеническое и половое воспитание» в 8 классе и «Этика и психология семейной жизни» в девятом и десятом. Вот что писала об этих предметах К. В. Агафонова, заместитель начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР: «…Восьмиклассники хорошо воспринимают новый предмет, если вопросы пола преподносятся в тесной связи с гигиеническими знаниями. Ребята узнают, в частности, о том, как важно охранять здоровье будущей матери и маленького ребенка. Такие занятия поручено вести преподавателям анатомии. По некоторым разделам курса с мальчиками и девочками отдельно беседуют врачи. Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на то, чтобы не только дать подросткам определенные знания, но и сформировать правильное представление о правах личности и ее ответственности перед обществом, о нравственных основах взаимоотношений между юношей и девушкой».***

Потом наступила перестройка. Эти, признаться, довольно-таки скучные предметы из школьной программы в России убрали, на их место разработали новые, которые в середине 90-х едва ввели, как тут же отменили из-за протестов родителей и церкви. С тех пор вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем и профилактикой ВИЧ-инфекции и других социально опасных заболеваний, рассматриваются мельком только на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры. В то же время в Украине с 2001 года с 1 по 9 класс изучается обязательный предмет «Основы здоровья». На уроках обсуждаются не только вопросы общей гигиены, важности занятия спортом, соблюдения режима дня и правильного питания, безопасности на дороге и в общественных местах, но и физического и психосексуального развития подростков, пола и гендера, дружбы и любви, верности и создания семьи, предупреждения и недопущения насилия, в том числе сексуального, инфекций, передаваемых половым путем, нежелательной беременности, противодействия дискриминации и толерантного отношения. Как видим, «пестики и тычинки» занимают не самое главное место в этом серьезном разговоре о ценностях и установках.

Школа?

Не все родители поддерживают идею полового воспитания в школе. Слишком уж серьезное это дело. Не каждый учитель справится. А если эти уроки спровоцируют повышенный интерес к сексу и желание попробовать?

Хорошо, конечно, если родители вовремя и деликатно объясняют ребенку все сами. Но, как пишет Игорь Кон: «Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует»****.

Родители ждут от школы в первую очередь знаний, чтобы ребенок хорошо сдал ЕГЭ и поступил в вуз. Поэтому старшеклассников главным образом к этому и готовят. В плотной сетке уроков и дополнительных занятий места для «жизненных навыков» не найти. Да и зачем? Так и школе проще. Не каждый учитель готов вести с учениками разговор об ответственности за себя и за того, кого любишь.

По определению Всемирной организации здравоохранения, жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни. В частности, жизненные навыки включают в себя умения и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды, с тем чтобы сделать ее благоприятной и безопасной для здоровья.

http://www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf

* euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/144873/e94882R.pdf#page=18

** Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

*** К. В. Агафонова «Что нового в школе». Здоровье, 1985, № 1; lechebnik.info/505/9.htm

**** И. С. Кон «Психология юношеского возраста» (Просвещение, 1979).

alt

Да, школа!

Родители – самые главные воспитатели ребенка. Нравственные уроки усваиваются именно в семье, причем не столько через беседы, сколько через повседневные поступки родителей. Их отношения между собой как мужа и жены, мужчины и женщины становятся примером или антипримером, на котором происходит половое (в самом широком смысле слова) воспитание детей. А вот сексуальное «просвещение» практически всегда и везде осуществляется через другие каналы – через сверстников, телевидение, кино, книги, интернет, социальные сети. Но только школа может дать корректные, соответствующие возрасту знания по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений.

Эффективные школьные программы полового воспитания учитывают реальные потребности подростков в информации и не стремятся заглушить их естественный интерес к вопросам сексуальных отношений. Но при этом наряду со знаниями они формируют ответственное отношение и навыки общения и принятия решений, которые помогают подросткам отсрочить сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным.

Преподавание сексуального образования в школе зародилось в послевоенной Европе. В 1955 году оно стало обязательным предметом во всех школах Швеции. В Германии половое воспитание в школе ввели в 1968 году, а в Австрии – в 1970 году. В те же годы оно стало внедряться в голландских, швейцарских и финских школах. Одновременно стали возникать бесплатные консультации для подростков по вопросам, связанным с контрацепцией и планированием семьи. В 1980-е сексуальное образование получило распространение во Франции, Бельгии, Великобритании, а несколько позже – в Испании и Португалии. В 1990-е оно стало обязательным в Чехии, Греции, Дании, Эстонии. В результате подобных инноваций удалось снизить распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и абортов среди подростков.

К середине 1990-х в некоторых странах СНГ получили распространение факультативные и даже обязательные занятия по обучению детей и подростков жизненным навыкам и основам здорового образа жизни. Но в 2000-е эти предметы, так и не получив широкого распространения, были исключены из обязательной школьной программы. Лишь в Украине и Армении на школьных уроках в рамках «Основ здоровья» и «Здорового образа жизни» обсуждаются вопросы, касающиеся полового созревания, развития сексуальности, построения здоровых отношений, основанных на доверии, уважении и гендерном равенстве, рождении детей и сохранении репродуктивного и общего здоровья. В Республике Молдова «деликатная» тематика включена в обязательную программу, но изучается она не в классе, а на специальном сайте, где размещены электронные учебные модули.

Поучителен опыт Финляндии. В конце 1990-х из-за экономического спада сокращались расходы на образование и здравоохранения. Половое воспитание в школах стало факультативным. Последствия проявились незамедлительно – выросло числа абортов у девочек-подростков (примерно на 50%), увеличилась заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем. В 2004 году половое воспитание снова стало обязательным. В течение короткого времени уменьшилось количество молодых людей, начинающих половую жизнь в раннем возрасте, а число подростковых беременностей и родов сократилось.

Источники: «Народонаселение мира в 2011 году», ЮНФПА, 2011.

«Стандарты сексуального образования в Европе», ВОЗ, ФЦПСЗ, 2010.

«Sexuality Education in Europe», IPPF European Network, 2006.

Мифы и факты о половом воспитании

Когда в Европе только внедрялись программы полового просвещения, многие сомневались в их полезности и опасались вреда, которые они могли бы нанести детям и подросткам. Споры по поводу их полезности не утихают до сих пор по всему миру. И родители, и работники образования часто находятся в плену мифов, не зная реальных фактов о грамотно составленных профилактических программах.

МИФ. Половое просвещение приводит к раннему началу половых отношений.

ФАКТ. Проведенные во многих странах исследования***** показали, что половое просвещение не способствует раннему вступлению в половые отношения. Оно может отсрочить начало половых отношений и сформировать более ответственное отношение к сексуальному поведению.

МИФ. Половое просвещение лишает детей «невинности».

ФАКТ. Получение достоверной, соответствующей возрасту и полной информации из авторитетного источника приносит пользу. Лишают «невинности» и часто травмируют психику ребенка сведения, полученные от «продвинутых» сверстников, старших товарищей, из средств информации.

Эффективные и комплексные образовательные программы по вопросам здоровья, в которых достаточно внимания уделяется вопросам полового просвещения, включают в себя обсуждение нравственно-психологических вопросов и помогают подросткам и молодым людям:

- повременить с началом половых отношений или воздержаться от них;

- сохранять верность одному партнеру;

- ответственно подходить к планированию семьи;

- использовать средства защиты для профилактики ВИЧ, ИППП, незапланированной беременности. Знания и навыки, приобретенные в ходе обучения по таким программам, облегчают подросткам общение и понимание, выстраивание здоровых отношений, разрешение конфликтов, способствуют их всестороннему и гармоничному развитию.

Поддержка со стороны родителей

Для успешного преподавания обязательных предметов профилактической направленности («Основы здоровья», «Здоровый образ жизни» и др.), а при отсутствии таковых – при проведении соответствующих факультативных занятий очень важна поддержка со стороны родителей. Для этого школа должна заранее ознакомить родителей с содержанием соответствующего предмета или факультативного курса. Посмотрите учебники и пособия, по которым будут заниматься ваши дети, узнайте, какие вопросы будут обсуждать на занятиях. Не пугайтесь, если что-то покажется вам преждевременным или слишком откровенным, – дети уже знают об «этом» гораздо больше, чем вы предполагаете, из других источников. И будет лучше, если в школе им дадут верную информацию.

alt

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

***** «Международное техническое руководство по половому просвещению» (ЮНЕСКО, 2009).