psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Ратнер,  Светлана Соустина 
PSYCHOLOGIES №31

Что заставляет нас любить?

Естественное человеческое желание заниматься любовью сегодня стало предметом самого пристального изучения и самых горячих дискуссий. Чего в нем больше — неконтролируемых физиологических порывов или нашего сознательного стремления? Нейробиологи и психотерапевты ищут ответ на этот вопрос.
alt ФОТО Shutterstock.com 

Одна из современных точек зрения гласит: наши любовные переживания и сексуальные влечения – всего лишь биохимические процессы, которые определяются врожденной потребностью человека в продолжении рода. В сентиментальном плане она довольно практична: к чему переживать и тратить душевные силы на романтические порывы, если они от нас не зависят и обусловлены цепной реакцией на гормональном и нейронном уровнях? И все же мнение ученых не так однозначно. «Чувством любви действительно движет врожденное стремление человека к продолжению рода, – утверждает доктор биологических наук Сергей Савельев. – И управляет им наш мозг, главная задача которого – обеспечить перенос генома в новые поколения. Он и «заставляет» нас вести себя так, чтобы достичь этой цели». «Исследования нервной системы показывают, что наши сексуальные импульсы и романтические увлечения отчасти действительно определяются биологической потребностью в продолжении рода, – соглашается психотерапевт Елена Смирнова. – Но в том, как каждый из нас переживает любовные чувства, какой партнер оказывается для нас наиболее привлекательным, в какой степени мы способны испытывать удовольствие или контролировать свои сексуальные порывы, ведущую роль играют особенности нашей личной истории, воспитание, родительские «заветы». Почему мы страдаем от несчастной любви, почему нам трудно бывает выстраивать длительные отношения или, наоборот, почему мы способны испытывать нежность и привязанность к другому человеку – это вопросы к психологам. Нейробиологи ответить на них вряд ли смогут».

читайте такжеХосе Ортега-и-Гассет: «Любовь – это извечное дарение жизни»

Так что же в наших чувствах определяется нашей личной историей, а что универсально и является общим для всех нас?

Миф о трех годах

Французский писатель Фредерик Бегбедер немало способствовал популяризации мифа об изначальной обреченности любой привязанности. Герой его известного романа «Любовь живет три года» Марк Маронье после трех лет брака страстно влюбляется в другую женщину. Но стереотип, согласно которому «вечной любви» не существует, заставляет Маронье относиться к этим отношениям скептически: едва в них вступив, он уже предвидит скорый разрыв. Бегбедер, по его словам, берущийся за перо исключительно с целью «с чем-нибудь покончить», убежден, что идея устойчивых отношений в паре изжила себя. Не ощущая границы между влюбленностью и долговременной привязанностью, герои Бегбедера призывают предать забвению саму концепцию «вечной любви», демонстрируя при этом инфантильную неготовность воспринимать отношения в паре как результат постоянной и содержательной внутренней работы.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Услышать сигналы тела и суметь их расшифроватьУслышать сигналы тела и суметь их расшифроватьБудет ли легкомыслием думать, что наше лицо, фигура, кожа, руки или форма ушей говорят нечто важное о нашем темпераменте, эмоциях или личной истории? Что мы можем узнать с помощью телесной психотерапии о нашем уникальном способе бытия в мире? Что знал Фрейд о языке симптомов и какую пользу работа с телом принесла нашей героине? К каким методам следует относиться с осторожностью и почему принципы психосоматики особенно эффективны при лечении детей? Краткий весенний курс взаимопонимания тела и души. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты