Ирина Млодик
Автор книг по детской психологии и психотерапии
Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Я встречала людей, которых страх перед переживанием усталости лишает способности активно жить и действовать. Им кажется, что усталость — это чуть ли не смертельно опасно. Они тщательно оберегают от нее себя и своих близких. Некоторые впадают в панику, если видят уставшего ребенка, и сами воспринимают утомление как что-то неестественное и угрожающее их жизни и здоровью.

Я также встречала тех, кто не умеет переживать усталость, вообще не позволяя себе признать, что она существует. Для таких людей переживания потери сил, собственных ограничений, необходимости отдыха, расслабления, переключения просто нет. Они работают как заведенные, думают не переставая, реагируют на любой стимул извне, будучи не в состоянии выключить телефон, отключиться от задач и проблем. Бессилие для них — опасный враг, расслабленность грозит катастрофой.

Не раз встречались мне и те, кто, на чужой въедливый взгляд, просто бездельничает: не делает никакого важного или даже неважного дела, все откладывает, не может себя преодолеть, даже кровать не в состоянии за собой заправить, но при этом чувствует себя предельно уставшим.

Усталость — естественное следствие вложения наших сил во что-либо. Если у нас много энергии, сил, внутренних ресурсов, то и вложить мы можем много. Если запас сил невелик (как это бывает у болеющих людей, некоторых стариков, людей с астенией или другими физиологическими и психологическими особенностями), то и вложить мы сможем немного либо быстро устанем.

Из этого следует простой вывод: мы все очень по-разному устаем, потому что у всех нас индивидуальные ресурсные возможности, определяемые генотипом, структурой характера, физиологическими особенностями и ситуацией. Часто мы не очень осознаем и понимаем, какие ресурсы нам даны. При этом, к сожалению, мы можем проецировать свое ощущение ресурсности на другого человека, говоря: «Ты устанешь, дай я!», или «От чего это ты устал, ты же ничего не делал?»

Пребывание во внутриличностном конфликте, стрессе, тревоге отнимает у нас много сил

Еще одно наблюдение: мы устаем от разного.

Для некоторых людей пообщаться с окружающими, провести лекцию или просто решить вопрос, общаясь с другими, — одно удовольствие. Для других этот же самый процесс необыкновенно затратен. Хотя, например, прочитать сложный текст им будет в удовольствие, а кому-то другому — невероятно тяжело.

Для людей в депрессии просто продолжать жить — невыносимая задача, не говоря уже о том, чтобы встать с кровати и что-то сделать. Хотя бы на этом основании мы не можем судить о том, кто от чего может устать.

Большинство из нас даже не всегда знает, что нас утомляет больше всего и в какой момент нормальная усталость от сделанного переходит в истощение. Иллюзию создает условная «универсальность» нагрузки.

Тридцать детей в классе пишут контрольную, по завершении пятеро будут в приятном тонусе, семеро просто устанут, еще несколько устанут очень сильно, а кто-то будет истощен этими сверхнапряженными для него 45 минутами. Возможно, именно эти дети очень переживали за результат, боялись реакции родителей на их плохую оценку или испытывали запредельную тревогу, с которой нужно было как-то справляться и одновременно решать задачи.

Пребывание в любом внутриличностном конфликте, стрессе, тревоге, сильных переживаниях отнимает у нас много сил. Со стороны достаточно трудно понять, насколько затратными для кого-то оказались те или иные усилия. Даже сам человек не всегда может оценить степень потери своей энергии. К сожалению, для того чтобы преодолеть эту неопределенность, мы стараемся создать определенность и часто совершенно бессознательно проецируем собственное состояние на другого, определяя за него степень его усталости, отбирая у него возможность научиться делать это самому.

Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Люди, отрицающие свою усталость, привыкшие эксплуатировать свой организм ради выполнения каких-то жизненных задач, могут не замечать, когда потеря сил превращается в истощение. Одно дело, когда жизнь требует рывка, напряжения всех сил для решения какой-то важной проблемы и в какой-то момент проблема решается, а человек может отдохнуть, расслабиться.

Другое дело, когда безжалостная эксплуатация собственных ресурсов — постоянный паттерн поведения. Он свойственен людям, плохо переживающим бессилие: в этот момент они не способны что-то делать сами и вынуждены зависеть от других. Вероятно, именно в состоянии бессилия с ними и случались какие-то неприятные ситуации. В результате они бессознательно или сознательно живут так, чтобы всячески избегать любой слабости, зависимости и даже просто отдыха и покоя.

Они не только выбирают затратный способ жить, но и не умеют восстанавливаться, отдыхать, наполняться. Поэтому, когда запасы энергии все же истощаются, приходят болезни, депрессия, апатия и астения. Эти состояния ужасают, и как только хоть какие-то силы возвращаются, начинается новый круг бегства от бессилия.

Способность замечать нюансы своего состояния: усталость, голод, холод, чувства, желания, и возможность адекватно реагировать на эти сигналы — важнейший минимум душевного и прочего здоровья. Учим ли мы этому своих детей? Умеем ли сами?

Уставать так же естественно, как и быть полным сил. Если мы во что-то вложились, приходит усталость

Мне как-то рассказали историю о том, как учительница начальных классов учила первоклашек замечать собственную усталость, потерю внимания, желание отвлечься. Когда дети освоили этот навык, им было значительно легче управлять своим состоянием и они лучше включались в урок.

Меня эта история чрезвычайно тронула: как важно, когда мудрый взрослый учит детей не только школьным предметам, но и основным вещам — знать, как ты устроен, управлять, а не бороться с собой, со своим естественным состоянием.

Уставать так же естественно, как и быть полным сил. Если мы во что-то вложились, приходит усталость. Если мы умеем отдыхать и расслабляться, то вскоре снова полны сил для новых подвигов.

Мы живем в естественном чередовании циклов: дня и ночи, напряжения и расслабления. Ничто из этого не опасно и не вредно, когда мы позволяем происходить естественной динамике, смене этих состояний.

Все осложняется только тогда, когда мы теряем связь с естественной регуляцией и пытаемся искусственно удержать то, что должно измениться, считая какое-то из состояний непозволительным, сложно переживаемым, опасным. Ведь если так и не разобраться с причинами таких установок и представлений, то мы будем идти против природы и непременно за это поплатимся. Изучайте себя, это поможет.