Как мы за 8 недель повысили самооценку и стали счастливее: повторите эксперимент психолога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Универсальный совет, который дают что психологи, что социологи в сложные времена — старайтесь переключаться от своих забот на заботы других людей. И работает такая схема сразу по нескольким направлениям.

Почему это полезно всем участникам

Во-первых, даже если про чтении новостной сводки нам совсем так не кажется, но эволюционно сложилось так, что нашему мозгу приятно делать именно хорошие вещи. За добрые поступки и альтруизм гормональная система вознаграждает нас эндорфинами, и мы испытываем душевный подъем и легкость (если не верите — почитайте о таком интересном научном факте, как «эйфория помощника»).

Во-вторых, познание себя через коммуникацию с другими людьми очень эффективно. Мы о себе думаем много всякого-разного, а вот окружение в нашу голову залезть не может и поэтому выдает более адекватную реальности картину мира. А уж когда себя знаешь, то можешь лучше работать со своими эмоциональными состояниями.

И в-третьих, и это важно понимать, — отдавать может лишь тот, у кого есть на это силы. Чтобы «отлить» другим своей заботы, сосуд должен быть хотя бы наполовину полон. И как нам выйти из замкнутого круга, когда эндорфинов помощника хочется, а сил на их добычу нет от слова «совсем»?

Мы в кругу друзей решили эту проблему следующим образом — возможно, и вам он понравится. Инструментарий был подсмотрен у семейных психологов, хотя кто, как не друзья, — еще одна семья, которую мы выбираем не по крови, а по воле сердца?

Как проходил эксперимент

Суть нашего эксперимента в следующем. В компании из восьми человек были распределены путем тотализатора летние недели таким образом, что за каждым человеком закреплялась одна неделя, в течение которой он/она получали по три комплимента в день от остальных участников проекта.

Условия комплиментов были следующими

  • Комплименты от одного человека не должны повторяться в течение недели.

  • Комплименты должны быть сделаны искренне, мы пишем лишь о тех качествах, которые действительно восхищают нас в друге. Пожалуй, этот пункт самый важный — неискренность и формальность люди чувствуют очень хорошо, и если их внутренняя антенна улавливает такой сигнал — эффективность эксперимента существенно снижается.

  • Меньше трех комплиментов в день нельзя. Больше — можно.

Мы не ограничивали друг друга в форме выражения добрых слов: кто-то звонил по телефону, кто-то делал посты в социальных сетях, кто-то посылал открытки, кто-то писал лично, а кто-то — в общий чат, специально собранный под такое событие.

Мне больше всего понравился способ, когда комплименты писали в тот мессенджер, в котором я с этим человеком обычно не общаюсь

И таким образом за неделю на отдельной площадке в телефоне собралась подборка моих сильных качеств от конкретного человека, которую приятно и полезно перечитывать.

Было нелегко. Кто-то откровенно боялся получать комплименты и паниковал, потому что не знал, как на них адекватно реагировать. Этому многие учились в процессе. Кто-то удивлялся совершенно обычным с точки зрения других людей своим качествам: «Мне было странно слышать, что я красивый. Я так о себе не думал. Я думал, что я некрасив». (с)

Что же хорошего эти полтора месяца нам дали?

Много ценного

  1. Умение концентрироваться на конкретной персоне: сами по себе пишутся лишь первые 5-7 комплиментов, дальше же нужно сосредоточиться, чтобы выделить и правильно описать хорошие качества человека.

  2. Много, очень много эндорфинов. Они были и у того, кто комплименты принимал, и у того, кто их делал. По признанию компании, у тех, кто делал, положительных эмоций было даже больше — ведь им не мешал синдром самозванца (у нас в компании с ним беда-беда).

  3. Работа с внутренним самозванцем — важно получать обратную связь о том, в чем ты хорош, за что тебя ценят, что в тебе восхищает. Возможность взглянуть на себя глазами другого человека, по признанию одной из наших подруг, показала, что те качества, над которыми она долго (и, как ей казалось, не слишком эффективно) работала, у нее на самом деле уже сформировались, так как их отметило много людей.

  4. Мы узнали новое о себе — и не только о том, что ценят в нас. Мы проанализировали то, что ценно нам самим. Ведь, напоминаю, комплименты должны быть искренними.

  5. Нам стало легче говорить приятные вещи незнакомым или малознакомым людям. Раньше мы просто отмечали их про себя («У нее красивый костюм», «Он подготовил такое классное мероприятие», «Эта идея в команде была очень ценной, спасибо за нее»). А сейчас появилась привычка говорить людям о том, в чем они прекрасны. И это преображает мир вокруг. Попробуйте!

И через какое-то время даже новостные сводки перестали убеждать в том, что мир ужасен. Потому что в конкретно взятой семье с умением артикулировать не только претензии и обиды, но и давать положительную обратную связь, жизнь стала налаживаться.

В качестве постскриптума хочу рассказать, что часть друзей перенесли данный опыт на семью. Но чтобы никого не пугать и не вызывать лишних подозрений (это любимое мужское «Что это ты такая добрая, тебе, наверно, от меня что-то надо?»), начали с одного комплимента в день. Просто называли те хорошие вещи, мимо которых проходили раньше молча.

Полина Гаранина
Полина Гаранина

Руководитель коммуникационного агентства «Пионер», доцент Финансового университета при правительстве РФ, основатель благотворительного интеллектуального движения для бизнеса #MassOnClub