Как выбрать школу и не ошибиться: 6 новых критериев

Как мы выбираем школу своим детям? Главный критерий для большинства родителей — хорошо ли там учат, другими словами, получит ли ребенок тот объем знаний, который позволит ему сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Многие из нас, исходя из собственного опыта, считают учебу делом подневольным и даже не рассчитывают, что ребенок будет ходить в школу с радостью.

Разве можно получить новые знания без стрессов и неврозов? Как ни удивительно, да! Есть школы, куда ученики каждое утро идут без понуканий и откуда не спешат уходить по вечерам. Что же может их воодушевить? Мнение пяти педагогов из разных городов России.

1. Дать им высказаться

«Когда ребенок счастлив? Когда с ним взаимодействуют как с личностью, его «Я» видят», — убеждена Наталья Алексеева, директор «Свободной школы» из города Жуковский, работающей по вальдорфской методике. Дети, пришедшие в ее школу из других, поражаются: учителя впервые всерьез слушают их и ценят их мнение. С таким же уважением относятся к ученикам в подмосковном лицее «Ковчег-XXI».

Там не навязывают готовые правила поведения — дети и учителя вырабатывают их вместе. Это идея основателя институциональной педагогики Фернана Ури: он утверждал, что личность формируется в процессе обсуждения правил и законов нашей жизни.

«Дети не любят формализма, приказов, объяснительных, — говорит директор лицея Рустам Курбатов. — Но понимают, что правила нужны, уважают их и готовы увлеченно обсуждать, проверяя до последней запятой. Например, мы с ними год решали вопрос, в каком случае в школу вызываются родители. Что интересно, в итоге учителя проголосовали за более либеральный вариант, а дети — за строгий».

Свобода выбора исключительно важна. Воспитание без свободы вообще невозможно

Старшеклассников приглашают даже на родительские собрания, потому что подростки «терпеть не могут, чтобы за их спиной что-то решали». Если мы хотим, чтобы они нам доверяли, без диалога не обойтись. Свобода выбора исключительно важна. Воспитание без свободы вообще невозможно. А в пермской школе «Точка» ребенку дают право самому выбрать творческую работу.

Это единственная в России школа, где в программу, кроме общих дисциплин, входит обучение дизайну. Профессиональные дизайнеры предлагают классу около 30 проектов, и каждый ученик может выбрать и наставника, с которым хотелось бы поработать, и дело, которое интересно попробовать. Промышленный и графический дизайн, веб-дизайн, кузнечное дело, керамика — вариантов множество.

Но, приняв решение, ученик берет на себя обязательство полгода заниматься в мастерской наставника, а затем представить итоговую работу. Кто-то увлекается, продолжая и дальше учиться в этом направлении, кому-то интересней раз за разом пробовать себя в новом деле.

2. Быть с ними искренними

Никакие красивые слова не работают, если дети видят, что сам учитель не следует тому, что декларирует. Вот почему преподаватель литературы Михаил Белкин из волгоградского лицея «Лидер» считает, что в центр школы должен быть поставлен не ученик, а учитель: «В хорошей школе мнение директора не может быть единственным и неоспоримым, — говорит Михаил Белкин. — Если учитель чувствует себя несвободно, боится начальства, унижений, то и ребенок относится к нему скептически. Так в детях развивается лицемерие, и они сами вынуждены надевать маски.

Когда учитель чувствует себя хорошо и свободно, излучает радость, тогда и ученики проникаются этими ощущениями. Не будет шор у учителя — не будет их и у ребенка».

От взрослого мира — мира этикета, условности и дипломатии школа должна отличаться атмосферой непринуждения, естественности и искренности, считает Рустам Курбатов: «Это место, где таких рамок нет, где все нараспашку».

Как выбрать школу и не ошибиться: 6 новых критериев

3. Уважать их потребности

Сидящий смирно ребенок, послушно внимающий учителю, словно маленький солдат. Какая уж тут радость! В хороших школах казарменный дух непредставим. В «Ковчеге-XXI», например, детям разрешают во время урока ходить по классу и разговаривать друг с другом.

«Учитель задает вопросы и задания не одному ученику, а паре или группе. И дети обсуждают это между собой, вместе ищут решение. Даже самые застенчивые и неуверенные начинают говорить. Это лучшее средство для снятия страхов», — рассказывает Рустам Курбатов.

В «Свободной школе» главный утренний урок начинается с ритмической части. 20 минут дети в движении: ходят, топают, хлопают, играют на музыкальных инструментах, поют, декламируют стихи. «Недопустимо, чтобы ребенок целый день сидел за партой, когда его растущее тело требует движения», — говорит Наталья Алексеева.

Вальдорфская педагогика вообще очень тонко настроена на индивидуальные и возрастные потребности детей. Например, для каждого класса здесь есть своя тема года, откликающаяся на те вопросы о жизни и о человеке, которые возникают у ребенка этого возраста. В первом классе ему важно знать, что добро побеждает зло, и учитель говорит с ним об этом на примере сказок.

Второклассник уже замечает, что в человеке есть негативные качества, и ему показывают, как с ними можно обходиться, на материале басен и историй святых, и т.д. «Ребенка чрезвычайно воодушевляет, когда мы помогаем ему разобраться с его невысказанными и еще не осознаваемыми вопросами», — говорит Наталья Алексеева.

4. Пробудить творческий дух

Рисование, пение — это в современной школе предметы дополнительные, подразумевается — необязательные, констатирует директор авторской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский. «Но ведь недаром классическое образование когда-то зиждилось на трех китах: музыке, драме, живописи.

Как только художественная составляющая становится обязательной, атмосфера в школе совершенно преображается. Пробуждается дух творчества, меняются отношения между учителями, детьми и родителями, возникает другая образовательная среда, в которой есть место для развития чувств, для объемного восприятия мира».

Делать ставку только на интеллект мало, ребенку необходимо пережить вдохновение, творческий порыв, озарение

В «Класс-центре» каждый ученик заканчивает и общеобразовательную, и музыкальную, и драматическую школу. Дети пробуют себя и как музыканты, и как актеры, придумывают костюмы, сочиняют пьесы или музыку, снимают фильмы, пишут рецензии на спектакли, исследования по истории театра. В вальдорфской методике музыке и живописи тоже придается огромное значение.

«Положа руку на сердце, обучить этому гораздо сложнее, чем математике или русскому, — признается Наталья Алексеева. — Но делать ставку только на интеллект мало, ребенку необходимо пережить вдохновение, творческий порыв, озарение. Это то, что делает человека человеком». Когда дети вдохновлены, их незачем заставлять учиться.

«У нас нет проблем с дисциплиной, они умеют сами собой управлять, — рассказывает директор школы «Точка» Анна Деменева. — У меня как руководителя одна задача — давать им все больше возможностей для самовыражения: устраивать выставку, предлагать новые проекты, находить интересные кейсы для работы. Дети удивительно отзывчивы на все идеи».

Как выбрать школу и не ошибиться: 6 новых критериев

5. Помочь чувствовать себя нужными

«Я считаю, что школа должна научить ребенка получать удовольствие, — размышляет Сергей Казарновский. — Удовольствие от того, что ты научился делать, от того, что ты нужен. Ведь как обычно строятся наши отношения с ребенком? Мы им что-то даем, они берут. А для них очень важно начать отдавать.

Такую возможность дает, например, сцена. К нам на школьные спектакли приходят люди со всей Москвы. Недавно дети выступали в парке «Музеон» с песенной программой — толпа собралась их послушать. Что это дает ребенку? Ощущение смысла того, что он делает, чувство своей нужности».

Дети открывают для себя то, что порой не может дать им семья: ценности творчества, экологичного преображения мира

С этим согласна Анна Деменева: «Важно, чтобы в школе дети жили настоящей, не имитационной жизнью. У нас все всерьез, не понарошку. Условно, если ребенок в мастерской делает вазу — она должна быть устойчивой, не пропускать воду, чтобы в нее можно было ставить цветы.

У старших детей проекты проходят профессиональную экспертизу, они участвуют в престижных выставках наравне со взрослыми, иногда могут выполнить реальные заказы, например разработать фирменный стиль компании. Они открывают для себя то, что порой не может дать им семья: ценности творчества, экологичного преображения мира».

6. Создать дружескую атмосферу

«Школа должна быть местом, где ребенок чувствует себя в безопасности, где ему не угрожают ни насмешки, ни грубость», — подчеркивает Михаил Белкин. И учителю необходимо прикладывать много сил для гармонизации детского коллектива, добавляет Наталья Алексеева.

«Если в классе возникла конфликтная ситуация — надо отложить все учебные дела и заняться ею, — советует Наталья Алексеева. — Мы не говорим о ней впрямую, а начинаем импровизировать, придумывая историю на тему этого конфликта. Дети отлично понимают иносказание, оно на них действует просто магически. И извинения виновников не заставляют себя ждать».

Читать мораль бессмысленно, согласен Михаил Белкин. По его опыту, пробуждению эмпатии у детей гораздо больше помогает визит в детский дом или больницу, участие в спектакле, где ребенок выходит из своей роли и становится в позицию другого. «Когда есть атмосфера дружества, школа — это самое счастливое место, потому что объединяет людей, которые нужны друг другу и даже, если угодно, любят друг друга», — заключает Рустам Курбатов.

Самые известные гуманистические педагогики

Вальдорфская педагогика

Основана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Первая вальдорфская школа была открыта в Германии в 1919 году. Человек в учении Штайнера рассматривается как целостное существо, в котором взаимодействуют духовная, душевная и телесная организация. Соответственно, образование должно развивать и мыслительные, и эмоциональные, и волевые функции личности.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка. До 7 лет, согласно Штайнеру, у ребенка развивается воля, с 7 до 14 — формируется сфера чувств, с 14 до 21 развивается мышление. Главная цель обучения — развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Система Монтессори

Разработана в начале ХХ века итальянским педагогом Марией Монтессори. Она полагала, что ребенок с самого рождения стремится к свободе и независимости от взрослых и что дух его исполнен голодом к учению. Взрослому Монтессори отводила роль помощника, облегчающего ребенку путь к автономии, исходя из принципа «Помоги мне сделать самому».

Система ориентирована на свободную, самостоятельную активную личность и исключает любое авторитарное давление на детей, позволяет формировать сильную мотивацию к учебе, самодисциплину и хорошие навыки общения в социуме. Ребенку предоставляют свободу действий и свободу выбора.

Группы формируются разновозрастные, поэтому старшие дети учат младших. Монтессори-школа не имеет единой программы обучения и воспитания, потому что предполагает самостоятельное учение каждого ребенка по собственной уникальной, им самим выстраиваемой траектории.