Екатерина Козейкина
Индивидуальный и семейный психотерапевт

Мне 39 лет, молодо выгляжу, недавно столкнулась с пикапом на работе. Удалось корректно выйти из ситуации, прямо сказав, что со мной так нельзя себя вести. Спустя время поняла, что подобные ситуации меня вводят в ступор и я не всегда могу вовремя найти подходящий ответ.

В чем искать причину ступора и как реагировать на хамство, когда нельзя из этических норм жестко ответить, например, при коллегах директору-хаму? Подскажите, пожалуйста.

Ирина, 39 лет

Ирина, ситуации, в которых приходится сталкиваться с хамством, действительно могут выбивать из колеи и вызывать психологическое напряжение. Большинство людей чувствуют себя растерянными, когда неожиданно встречаются с грубиянами, и это естественно. Мало кому приятны оскорбления, и далеко не все обучены давать адекватный отпор. 

Прежде чем выработать подходящую вам тактику общения с хамом, важно разобраться в причинах такого поведения. Мотивы могут быть связаны с заниженной самооценкой, нереализованными мечтами, жизненным кризисом.

Бывает, человек с детства рос в атмосфере грубости, унижений и скандалов, и для него это стало нормой жизни

Поэтому в некоторых случаях проявление грубости может быть компенсацией внутренней слабости и неуверенности в себе. Понимание истоков такого поведения позволяет не принимать хамство слишком близко к сердцу, поскольку оно действительно не относится к вам лично.

Если вы регулярно испытываете на себе такое поведение от одного и того же коллеги, одним из самых конструктивных способов решить проблему станет обратная связь с вашей стороны.

Можно поговорить с ним наедине и мягко сообщить, что вам неприятно такое поведение, оно вредит лично вам и рабочему процессу, попросить изменить стиль коммуникации. Таким образом вы обозначите свои границы, что крайне важно для вашего психологического комфорта в рабочее время.

Однако, к сожалению, не все люди способны адекватно воспринять такую обратную связь, и не во всех случаях это сработает. Поэтому важно помнить: ваш ответ грубияну во что бы то ни стало не должен являться самоцелью. В некоторых случаях диалог с таким человеком вовсе невозможен, и тогда, ввязываясь в спор, вы только потеряете свои силы и нанесете урон своему психологическому состоянию.

Общение с человеком, который грубит, само по себе деструктивно, поэтому не всегда нужно вступать с ним в контакт

Иногда можно прибегнуть к игнорированию выпадов в свою сторону. Можно просто промолчать или продемонстрировать, что вы сильно заняты, вас ждут дела, и, взяв телефон, сделать вид, что вы набираете чей-то номер (можно даже выйти из кабинета). Это позволит снизить напряжение, и ваши эмоции постепенно улягутся. 

Также на различные хамские реплики можно задать человеку хороший вопрос: «С какой целью вы мне это говорите?». Иногда собеседник сам не осознает причин своего поведения, и этот вопрос поможет прояснить его мотивы или как минимум заставит над ними задуматься.

То есть по сути у нас есть два возможных варианта поведения в таких ситуациях: избегающее или ассертивное. Мы можем игнорировать человека или по возможности избегать контакта с ним, или мы можем отстаивать себя и свою позицию. Для освоения навыков ассертивности рекомендую вам почитать книгу Мануэля Смита «Тренинг уверенности в себе».