Давид Еремян
Психолог, сексолог, схема-терапевт

После моего внезапного повышения до начальника отдела начальник другого отдела, давно и глубоко женатый, вдруг начал оказывать мне всякую помощь и поддержку по рабочим моментам. Я не воспринимала это как ухаживания, скорее как любезность и проявление уважения, так как знала: он несвободен. Около полутора лет он нарезал вокруг меня круги, даже набивался в совместные командировки, но там была большая делегация и много работы, ну и я оборону строго держала. Но не удержала, увы, — он воспользовался моментом, объявил о своих нежных чувствах, что «влюбился как малолетка» и никто ему, кроме меня, не нужен. На мой вопрос о супруге ушел от конкретики, мол, «это совсем другое» и к делу не относится…

В общем, через пару встреч начался наш служебный роман. Я была в разводе, к нему относилась с симпатией, а наш роман считала ни к чему не обязывающим романтическим приключением. Мы ходили в театры и музеи, рестораны и на выставки, иногда занимались сексом (тут удивительно совпали), но с его подачи тщательно хранили встречи в тайне от коллег и друзей.

Где-то через год встреч я завела разговор о том, что пора заканчивать наш небольшой роман, пока он не стал достоянием общественности. Пускай он так и останется легким и чудесным приключением. На что этот прекрасный мужчина вдруг взвился: он так меня любит, что жить не может, наши отношения так много для него значат («это просто счастье какое-то»), как я могу думать о них как о легкой интрижке? Он же так долго за мной ухаживал, можно сказать, завоевывал, и вообще он человек постоянный и основательный. Любит меня — и все.

Я напомнила этому основательному человеку, что у него вообще-то есть семья: там не самая простая ситуация сейчас, он нужен близким, да и супруга начала подозревать неладное. Но он был непреклонен: «У меня ни с кем не было таких теплых и близких отношений, я не хочу тебя терять». Никакие мои аргументы, даже о том, что когда любишь человека, то отпустить его проще, он не воспринял. Наоборот, начал еще больше искать со мной совместных дел по работе, встречи организовывать.

Мои объяснения, что такое поведение только все больше запутывает и усложняет, ни к чему не привели. Попытки выдворить его обратно в семью успехом не увенчались — даже скандалы и разборки с подозревающей супругой не подействовали, только еще лучше шифроваться стал. Другими словами, ситуация патовая. 

С одной стороны, я стремлюсь как можно скорее завершить этот роман, ибо перерасти он ни во что не может. Мы обсуждали это много раз, он уходит от конкретики: «не знаю, что делать», «все сложно», «сейчас тяжелая ситуация». Обычные отговорки женатых любовников. Да и я не планировала серьезных отношений с ним, ведь изначально понимала, что он женат, и воспринимала наши отношения как небольшой роман. С другой стороны, мы каждый день видимся на работе, решаем много вопросов, не встречаться совсем нет возможности. Увольняться из-за него и терять хорошее место очень бы не хотелось, как и раскрывать наш роман — это может нанести ущерб и моей, и его работе, а также привести к тяжелым последствиям в его семье.

Он же, хоть и стремится хранить тайну, категорически против завершения нашего общения: продолжает ходить по пятам, организовывать всякие совместные дела и встречи, приносит вкусняшки-цветы-подарки. Конца и края этому не видно. Как ни пытаюсь свести к минимуму наше с ним общение, он упорствует еще больше: звонит, пишет, приходит, ждет после работы. Однажды при очередном нашем разговоре о будущем сказал фразу, которая меня насторожила: «Может, и лучше, если все откроется — тогда и решать будем».

Мои попытки объяснить, что в этом случае вся его налаженная жизнь рухнет, да и моя может пострадать, ни к чему не привели. С упорством, достойным лучшего применения, гнет свою линию: ничего не решает и отношения наши прерывать не желает. Как донести до человека, что конфетно-букетный период не может быть вечным и расставание неизбежно, поскольку развивать отношения мы не можем, — но жизнь продолжается, работа нужна всем, и лучше все же постараться минимизировать возможные неприятные последствия?

Анна, 40 лет

Анна, простите за грубую метафору, но если врага не получается победить, то остается только заморить его голодом. Перестаньте питать иллюзии и желание мужчины. Вы ему сказали, что личных отношений у вас больше нет. Докажите это делом: никаких разговоров на отстраненные темы, только работа. Никаких лишних переписок, чатов и так далее. Не надо вступать с ним в споры.

Отношения закончены — вам для этого его согласие не нужно. Его отношения с семьей вас тоже больше не касаются.

Не позволяйте ему манипулировать собой угрозами все рассказать. К сожалению, риск для работы был частью этих отношений, но это не повод оставаться в них. Он же вправе разрушать свою жизнь теми способами, какими желает.