Татьяна Межелайтис
Психолог, сексолог, системный семейный терапевт, автор книги «Самооценка или Самоуценка. Работа над ошибками»

Моя мама — добрейшей души человек. И папа тоже. Но в молодости он часто выпивал. Мог пить целый месяц. Сколько себя помню, мама всю жизнь за ним бегала, уговаривала бросить. Сейчас папа не пьет — не позволяет здоровье.

Также у меня есть старший сводный брат от маминого первого брака. К слову, первый мамин муж тоже запойно пил. Больше он не женился, в жизни не устроился. У нас со старшим братом разница около девяти лет. С самого раннего возраста он создавал проблемы: убегал из дома, угонял и разбивал машину, залезал в дом к соседям, крал вещи. Если не ошибаюсь, он с юного возраста стоит на учете в полиции. Все мое детство прошло в постоянных скандалах. Мама искала то отца, то брата, еще и меня с собой брала постоянно, чтобы на жалость надавить, видимо.

Перечислять все косяки брата я, наверное, устану. Поэтому скажу, что в итоге он несколько раз сидел, все эти годы клянчил деньги у мамы, а она с баулами ездила по городам передавать ему еду, одежду, сигареты.

Кратко расскажу о себе. Я довольно красивая девушка, хоть и всю жизнь считала себя какой-то не такой. Помню, в детстве даже плакала навзрыд, спрашивала у мамы, зачем я родилась на свет.

В школе я не была лидером. Мне было трудно общаться с другими детьми. Бесплатно получилось поступить в университет на преподавателя иностранных языков. На начальных курсах я встретила парня, который был лет на пять старше меня, и я переехала из общежития в его квартиру. Он показал мне наркотики, для меня тогда это было способом понять этот мир. Дальше были мучительные четыре года созависимых отношений и два-три года выздоровления от них. К счастью, этот период закончен, и сейчас у меня все хорошо, я избавилась от зависимостей, живу отдельно, в моей душе царит мир. 

Также у меня есть младший братишка. Он наша радость. Я очень хочу, чтобы у него все было хорошо. Но я вижу, как влияет на него обстановка в родном доме. Старший брат-алкоголик подает ему плохой пример. Мама подвергает его гиперопеке. Не дает ему шанса стать самостоятельным. Я боюсь, что еще одна судьба будет загублена. Что делать в данной ситуации?

Анастасия, 27 лет

Здравствуйте, Анастасия! Благодарю вас за письмо. Если бы мы встречались с вами лично, я начала бы с вопросов: что делать в какой именно ситуации? Речь идет о младшем брате или о старшем? О семье в целом? О вас лично? Что хотите конкретно вы? Хотелось бы многое уточнить.

Да, то, что вы описали, называется созависимыми отношениями в семье. Вот только спасти всех членов семьи вы не сможете. Лишь они сами могут сделать это, если захотят. Но хотят ли? Ведь кого-то вполне может устраивать такая жизнь. И тогда желание спасти с вашей стороны будет выглядеть как «догнать и причинить добро».

Часто бывает так, что человек, испытывая тревогу за свое будущее, переносит ее на кого-то. Это может звучать так: «Я тревожусь за сестру/родителей/ мир». А на самом деле под бесконечным беспокойством о других лежит потребность в здоровом отношении к себе.

Убеждение, что нужно заботиться о других, подразумевает, что кто-то должен заботиться и обо мне. Кто-то, но не я. И отвечает за мою жизнь этот «кто-то», но, опять же, не я. И все-таки вы можете помочь только одному человеку — себе, и своим примером показать братьям, что есть другие варианты жизни.

Помощь себе начинается с восстановления ресурсов, так как на общение в условиях созависимости сил тратится больше, чем обычно. Как правило, энергию нам дает то, от чего мы получаем удовольствие. Вспомните, что нравится вам? Прогулки, массаж, чтение книг, кулинария, изучение чего-то нового? Напишите свой список. И начните делать хотя бы по одному пункту в день.

Существуют специальные программы по выходу из созависимости, где вам пошагово помогут освободиться из привычного круга. Описывать их содержание нет смысла, в них нужно идти. Это глубокая кропотливая работа над собой. Но результат того стоит!

Куда обратиться за помощью: