Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

У меня есть друг, с которым мы общаемся уже четыре с половиной года. Я испытываю трудность в выражении эмоций: не могу заставить себя говорить нежные слова, всегда чувствую зажатость. Не могу кинуться в объятия, признаться в любви. В последнее время все больше чувствую, что хочу быть нежной, заботливой, а выход этой потребности найти не могу. В моей семье редко проявляли любовь, но я хочу избавиться от скованности. Даже думала, что проблема в человеке, который рядом. Но вероятнее, проблема внутри меня. Даже в начале отношений я не могла заставить себя обнять и поцеловать его при встрече. Он всегда делал это первым. Возможно, я чего-то боюсь?

Ольга, 28 лет

Даже если в семье ласковое обращение друг с другом не было принято, вряд ли вам знакомо эмоциональное отвержение. В противном случае вы бы не испытывали потребности кого-то приласкать. Но откуда-то вы знаете, что проявлять нежные чувства небезопасно. Вы точно описываете ощущение скованности, а это может лишь тот, кому в детстве часто отказывали в физическом и эмоциональном контакте. Чувства рвались наружу, но их приходилось подавлять — вот и сформировалось что-то вроде брони.

Рядом с любимым вы отогрелись, расслабились и почувствовали потребность не только получать, но и отдавать тепло и нежность. Значит, прежние ограничения понемногу отступают. Хочу предупредить вас: накопившиеся эмоции — это не только любовь, наверняка есть и обида, отчаяние, злость. Вместо теплых слов могут прорваться рыдания, а вместо поцелуя вдруг возникнет желание швырнуть чашку об пол. Стоит учиться осознавать весь спектр эмоциональных реакций. Некоторым из нас помогает ведение дневника, кто-то учится выражать чувства, сочиняя любовные письма. Между полной заторможенностью и абсолютной спонтанностью лежит огромное пространство относительно контролируемых проявлений эмоций. Не пренебрегайте ими.