Светлана Лукка
Психолог и консультант, специализирующийся в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог

Я заканчиваю 10 класс, а это значит, что самое время хотя бы более-менее определяться, куда поступать и что сдавать на ЕГЭ. Но вот тут загвоздка: я не понимаю, чего хочу и чем интересуюсь. Не могу представить свою дальнейшую жизнь.

В детстве я особо ничем не занималась, кружки и секции не посещала — в основном гуляла, смотрела мультики, играла в игрушки и делала уроки. В 7 классе начала заниматься степ-аэробикой, которая бесплатно в школе проводилась, и продолжаю до сих пор, в 8 классе решила заняться шитьем, но вскоре этот кружок закрылся. В середине 10 класса пошла на танцы и тоже до сих пор занимаюсь.

Только вот вопрос с самореализацией остается открытым: я не знаю, кем хочу работать, на какую специальность поступать. Завидую друзьям, которые с детства чем-то яро увлекались и сейчас уже решились связать с этим жизнь. Ощущаю собственную неполноценность… Достижений особых у меня нет, на кружки я не ходила. По итогу не понимаю, куда двигаться. Сравниваю себя с другими людьми и с друзьями: большинство из них уже чего-то добилось, они точно знают, чего хотят, а я не могу раскрыть свой потенциал.

Может, я просто не распознаю свои интересы, «блокирую» их в силу определенных установок, с которыми следует поработать? С чего начать, чтобы разрешить эту ситуацию?

Карина, 17 лет

Карина, здравствуйте! Даже у тех, кто ходил на кружки в детстве и чему-то там научился, возникают проблемы самоопределения. Причины могут быть разные, и внутренние установки — не самая большая проблема. Часто бывает так, что человек поступает в вуз, получает диплом, а потом понимает, что совсем не хочет заниматься тем, чему учился, — потому что думал и мечтал об одном, а на деле профессия, которую он получил, совсем про другое.

Для того, чтобы определиться с выбором, есть специальные профориентационные тесты и консультации. Все они построены на оценке ваших способностей и личностных качеств, которые должны будут проявиться в том деле, которым вы будете заниматься. 

Но всегда надо начинать с вопросов самому себе: чего мне хочется? Общаться с людьми или больше работать в одиночку? Иметь дело с цифрами или с текстами? Или вообще с чем-то связанным с движением? Что вам интересно настолько, что только и ждете, когда сделаете все уроки и займетесь именно этим?

Это может быть и какой-то школьный предмет, который вы оставляете напоследок, чтобы после выполнения домашнего задания осталось приятное чувство

Когда вы решаете, что хотите делать, надо как можно меньше думать о формальных и внешних атрибутах профессии в духе «хочу ходить в костюме и на каблуках» или «хочу хороший социальный пакет». Такое направление мысли может увести в сторону от истинного призвания. Лучше сосредоточиться именно на том, что интересно. Например, вы любите читать книги и анализировать характеры героев и причины их поступков — отсюда вам направление в сторону психологии, медицины, когнитивных наук. В те сферы, которые так или иначе связаны с познанием человека.

Пусть вас не пугает, что вы можете одинаково интересоваться разными, порой очень далекими друг от друга областями. Это нормально. Нет такого, что человеку подходит только одна область. Выберите несколько и дальше решайте, в какой сфере для вас реальнее всего получить хорошее образование с учетом вашей успеваемости, вероятности поступления и интереса во время учебы.

Кстати, последнее — очень важно. Чем интереснее учиться, тем больше будет эффект от образования, даже если в итоге вы будете заниматься чем-то другим. Удачи!