Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Я дизайнер, и мне важно уметь «продавать» свои проекты: убеждать заказчика, что моя работа самая лучшая. Но мне трудно выражать мысли. Со стороны часто кажется, будто я не уверена в сказанном. Я теряюсь, сильно волнуюсь и краснею. Но я далеко не глупая, умею хорошо выражать мысли на бумаге, у меня большой словарный запас. В общении с друзьями тоже не возникает проблем, но как только дело доходит до работы, все меняется.

Ольга, 25 лет

Ольга, конечно, можно пойти на тренинги продаж: вы научитесь уверенно говорить, использовать специальные приемы. Но я не уверена, что это то, что вам нужно. На тренингах люди учатся продавать товары и услуги, которые они не сделали сами, к которым они равнодушны. Вам же нужно уметь представлять заказчику именно свои проекты, в которые вы вложили много сил и времени. Ваша основная трудность — рассказать именно о себе и своей работе.

Поразмышляйте, что вас заставляет сомневаться в сказанном, когда вы представляете проект перед заказчиком? Какой страх скрывается за этим? Возможно, вы когда-то уже чувствовали что-то похожее? Испытывали ли вы эти чувства, когда отвечали у доски в школе? Возможно, вам было трудно отвечать только на определенных уроках или в присутствии определенных учителей.

Вспомните те ситуации, когда выступать перед аудиторией было легче. Вы пишете, у вас хорошие отношения с друзьями, в общении с ними не возникает трудностей. Что вы испытываете, когда, например, рассказываете им, как провели отпуск. Сравните свои чувства, попытайтесь понять, что меняется в ситуации на работе.

Ольга, прежде чем выступать перед заказчиком, попробуйте оценить свой вклад в работу. Отметьте, что вам больше всего нравится в проекте, чем вы гордитесь, что придает вам уверенности. Осознайте, что результат стал возможен только благодаря вашему усердию, способностям и талантам.