Курс по обретению счастья: что мы узнаем о психотерапии из фильма «Осьминог»
Фото

Кадр из фильма

Сюжет фильма

В загородный дом популярного психотерапевта Александра Симонова (Даниил Воробьев) съезжаются участницы своеобразного ретрита: раскрученный специалист решил провести эксперимент — групповую терапию с элементами психодрамы. Каждая из четырех женщин приезжает с личной проблемой, у каждой — своя боль, и постепенно мы узнаем все больше подробностей об их жизнях.

Четыре женщины с разными характерами, из разных слоев общества испытывают смущение, неверие и вместе с тем надежду на то, что известный психолог поможет найти ответ, решение, выход из тупика, в котором оказалась каждая из них. Однако они быстро догадываются, что процесс групповой терапии идет не совсем по правилам, а они как «терапевты» нужны Симонову не меньше, чем он им…

Курс по обретению счастья: что мы узнаем о психотерапии из фильма «Осьминог»

«Я изначально нашел себя в придуманном герое, у нас очень много общего»

Даниил Воробьев, актер

​​Я посчитал, что «вайб» моего героя должен быть схож с атмосферой, которая окружает прекрасного психотерапевта доктора Курпатова. Мне очень симпатична эта личность, и я подумал: было бы интересно поместить такую фигуру в события сценария, где мой герой проживает личную драму. Но у меня не было задачи сделать копию — скорее, в работе присутствует мотив, костюм, манера… Я изучил всех персонажей-психотерапевтов, занимающихся женскими историями.

Главная победа — то, что мы смогли с режиссером Алексеем Степановым поменять вектор сценария: постепенно мой герой понимает, что за привычной концепцией личности находится пространство себя настоящего. Мы также привнесли много профессиональной терминологии, поменяли около 40% диалогов.

Интересно, что я изначально нашел себя в придуманном герое: у нас очень много общего, и мне хотелось прийти к разрешению сложной внутренней проблемы. Она заключалась не в том, что от меня, как от Симонова, ушла супруга — вопрос был в том, зачем мне эта ситуация, что она мне говорит.

Когда суперпрофессионал отказывается от привычного хода своей жизни, он обнаруживает, что ему страшно, что у него нет умения жить по-другому. С этого момента и для меня, и для моего героя начинается период возрождения. Я очень горд за него, что он осмелился сделать шаг в неизвестность — это большое событие в жизни каждого человека.

«Душевность и достоверность личных историй бесспорна, трансформация глубока, а тема вечна»

Анастасия Гурнева, психолог

Обычно кино про психологов вызывает недоумение, ощущение неадекватности происходящего и мысль, что авторы сценария живых психологов не видели даже издалека. Нередко в нем показывается набор фантазий о психологах — эдакие мудрецы со сложностями в своей жизни, но с готовыми советами для всех вокруг. Сеттинг, фрейминг? Не слышали о таком.

Поначалу кажется, что и в «Осьминоге» сплошь фантазии, далекие от реальности: к примеру, психолог пьет винишко на кухне рядом с клиентками групповой терапии, «лечится» об них и устраивает при всех личные телефонные разговоры по громкой связи. Но вместе с тем в данном фильме очень неплохо передан дух групповой терапии вместе со всеми ее факторами изменений. 

Личные темы участниц хоть и ходят по кругу семейных парных отношений, но каждый раз обогащаются отличающимся опытом каждой женщины

Одна из них подозревает мужа в измене, а другая оказывается любовницей женатого мужчины. Вначале между ними летят искры враждебности и каждая выдает иллюзорную версию своей реальности, в которой принимает фантазии за факты. Но со временем, проходя круг за кругом, коммуникация из поверхностных претензий к партнерам и неприязни к альтернативному мнению становится все более и более личной, полной глубоких переживаний и инсайтов.

Участницы и психолог (он выступает больше в роли участника, чем ведущего) переходят на менее социальный, но более глубокий способ со-присутствия, личной уязвимости, открытости и риска. И получают много поддержки в ответ на эту открытость.

Именно в таком общении проявляется то чудо групповой работы, где возможны глубокие личные изменения

И неважно, касаются ли они признания того, что все изменилось и прошлого не вернуть, или, наоборот, готовности вернуться в свою семью и поднять сложный разговор, которого избегали так давно. Эти изменения строятся на риске самораскрытия и внутренней честности, на готовности видеть реальность шире, не прикрываясь защитными иллюзиями и додумыванием за других.

В общем, это хорошее кино. Пусть и без реального описания терапевтического процесса и психолога, но с глубоким пониманием группового взаимодействия. Душевность и достоверность личных историй бесспорна, трансформация глубока, а тема вечна. Рекомендую фильм к просмотру — приятное послевкусие вам гарантировано.

Даниил Воробьев
Даниил Воробьев

Актер, сценарист, режиссер

Анастасия Гурнева
психолог, гештальт-терапевт

Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые методы: МАК, гештальт

Личный сайт