Стиль, которому хочется подражать: как одеваются звезды, чтобы понравиться

Тейлор Свифт

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Статистика утверждает, что каждый из нас в течение жизни одевается не менее 29 000 раз — число вряд ли удивительное для топ-моделей и сестер Кардашьян, чей быт основан на бесконечной смене «луков».

Обычный современный человек мало заботится о стиле, когда выходит из дома, и точно не переодевается к обеду, как герои сериала «Аббатство Даунтон». Впрочем, даже если ваш гардероб состоит из предельно базовых вещей единой тональности, психологи утверждают, что и это неспроста.

Одежда отражает характер того, кто ее носит, и социальных установок, транслируемых обществом

Манера одеваться, которую мы выбираем, способна влиять на настроение, самооценку, успех в достижении целей и, что не менее важно, — на впечатление, которое мы производим на других людей.

Но свой собственный стиль мы обретаем постепенно, развивая насмотренность и увлекаясь подражанием.

Одежда как способ себя подать

Отправляясь на свидание или собеседование, мы стараемся одеться соответственно, и ключевое слово тут «стараемся». Знакомясь с кем-либо с перспективой на развитие отношений, мы стремимся показать лучшую версию себя, подходящую намеченной цели. Для свидания — выглядеть очаровательно, для собеседования — максимально по-деловому. Прокручивая в голове сценарий предстоящей встречи, мы выбираем наряд под стать событию.

<p>Кэролайн Мэйр</p>

«Мы с детства постигаем себя через восприятие окружающих. При знакомстве первое впечатление формируется в мозге менее чем за секунду, — объясняет британский психолог, профессор Кэролайн Мэйр в книге The Psychology of Fashion („Психология моды“). — Если нам нравится, как выглядит представший перед нами персонаж, мы наделяем его характеристиками вроде „приятный“ и „умный“, при этом не зная о нем ровным счетом ничего. Более того, исходя из этого впечатления, мы ищем в нем черты, подкрепляющие первоначальное суждение».

В психологии когнитивное искажение, влияющее на оценку реальных характеристик, называется эффектом ореола, и его главный минус в том, что однажды возникшее впечатление трудно изменить.

«Думай обо мне, делай как я»

«Поскольку мы взаимодействуем с одеждой и днем, и ночью, она становится частью личности, — пишет Кэролайн Мэйр. — И если наедине с собой большинство людей предпочитает комфортные аутфиты без лишних украшательств, то выбор одежды для офиса или светских раутов определяется не только удобством. То, что в чем мы выходим на публику, отражает нашу потребность выглядеть так, как нам хотелось бы быть увиденными».

Вывод профессора нагляднее прочих иллюстрируют те, чей стиль нам хочется перенять, — поп-звезды, актеры, модели и инфлюенсеры с миллионами подписчиков, жизнь которых изобилует поводами нарядиться.

Мы любим скроллить фотоленты гала-вечеров, красных дорожек, модных показов — и главной причиной тяги к этому развлечению психологи называют стремление к престижу

Эволюция привела человечество к логичному выводу, что проще приобретать знания и навыки, копируя других, а не путем своих проб и ошибок. Слава — мощный мотиватор, и потому нам нравится перенимать черты известных людей, напрямую не связанные с их успехом, — одежду, прически, стиль, жесты, манеру говорить. Талант и уверенность в себе достаются не всем, а способность имитировать заложена в каждом.

Знаменитости излучают уверенность, что закономерно привлекает внимание, превращая в событие любой образ для светского ивента. Самый странный аутфит прославится на весь мир, если его выгуляет звезда А-класса. Спорный выход Зендеи в винтажном Mugler на лондонской премьере второй части «Дюны» наглядно иллюстрирует коммерческую хватку промутеров модной марки, очень кстати договорившихся о сотрудничестве с продюсерами блокбастера. 

Бренды следят за всплесками популярности и охотно назначают актуальных персонажей амбассадорами, с профессиональным чутьем перехватывая их на взлете к успеху. Вместе с гонорарами селебрити получают бесплатный доступ к архивам марок и самым свежим, в том числе кутюрным, коллекциям.

Грамотный стилист доводит образы до совершенства — и мы млеем от восхищения, любуясь на звезду сериала «Медведь» Айо Эдебири в роскошных платьях Prada и Dior или фантастические наряды Louis Vuitton, которые модный Дом подгоняет под стать талантливой Эммы Стоун.

1/17

Ким и Хлои Кардашьян (с дочерьми)

Фото:

Соцсети

Личный стиль или косплей?

Чувство стиля есть у всех, как бы странно оно ни раскрывалось в конкретном индивидууме. Не выделяться из толпы — практичное и малозатратное решение, но и здесь есть простор для маневров.

В серии исследований, опубликованных в Journal of Consumer Research, изучалась реакция на персон, нарушавших установленные дресс-коды. В одном сценарии мужчина явился на вечеринку black tie, нацепив алый галстук-бабочку, и тем самым перетянул на себя все внимание.

В другом описывается случай с профессором, носившим красные «конверсы» в дополнение к костюму невнятного оттенка, — студенты высоко ценили его индивидуальность и потому охотнее ходили на лекции. Статья резюмирует, что людей впечатляют креативные отклонения от нормы, поскольку они считают, что за эпатажными деталями кроется творческий потенциал и достаточная смелость, чтобы пренебречь критикой со стороны. 

С возрастом желание нравиться дополняет потребность соответствовать культурным стереотипам, в числе которых манера одеваться играет ведущую роль

Большинство людей идет на поводу у социальных стандартов, чтобы судить о других по тому, как они выглядят. Ориентируясь на эту природную закономерность, работают стилисты знаменитостей — создают для актеров и музыкантов узнаваемый имидж, которому звезды следуют за пределами экрана и сцены.

Леди Гага в пору своей славы и в кафетерии выглядела как королева эпатажа, а Дженнифер Лопес, судя по стритстайл-снимкам, никогда не изменяла женственному гламуру. Ирина Шейк на постерах и в соцсетях транслирует вамп-вайб, а Тейлор Свифт даже в бисерных боди и декольтированных Versace остается романтичной дылдой с задорной челкой.

Безупречный стиль и эпатажные луки, тиражируемые в таблоидах, — доходная часть работы звезд, транслирующая публике желанные образы успеха. «Жизнь удалась», вздыхаем мы, разглядывая снимки Бейонсе в искрящейся чешуе пайеток и ослепительных украшениях. Понятно, что у поп-дивы иные бюджеты, но было бы здорово примерить схожий образ, хотя бы на новогодний корпоратив!

Впрочем, хорошо, если блестящее платье — это разовая акция без перехода в фанатизм. В подражании звездам есть риск увлечься скупкой вещей, которые будут уныло болтаться в шкафу, потому что не имеют с вами ничего общего. В конце концов, почему бы просто не сказать «а ей идет», занявшись своими делами? И, например, сосредоточиться на создании собственного стиля, которому позавидовала бы сама Бейонсе.

Наташа Смирнова

Тренд-редактор, колумнист, автор телеграм-канала «Посмотрим»

Телеграм-канал