«Тед Лассо»: чему нас научил заключительный сезон самого жизнеутверждающего телешоу
Фото
Кадр из сериала «Тед Лассо»

История обаятельного и невероятно доброжелательного тренера по американскому футболу Теда Лассо, возглавившего футбольную команду английской премьер-лиги, покорила сердца миллионов телезрителей. Тед показал нам, как миролюбивые взгляды одного человека могут изменить целую систему — агрессивную и конкурентную спортивную среду.

Оказывается, для установления нового баланса сил иногда хватает малых (настолько ли малых?) дел. Главное — быть с окружающими искренним и принимающим, что бы ни случилось.

«Любовная слепота», или почему опасно не замечать «красные флаги»

Если и есть шоу о безусловной и слепой любви, то это «Тед Лассо». Отец главного героя покончил с собой, а мать не нашла в себе сил на необходимую поддержку и эмпатию. Как следствие, Тед (Джейсон Судейкис) испытывает непропорциональное ситуации чувство вины и выбирает самую логичную на его взгляд компенсаторную стратегию — угождать людям.

Тед верит, что способен ранить другого человека так сильно, что тот не сможет с этим справиться. В попытке предотвратить такое развитие событий он запрещает себе испытывать гнев — герой вовсе теряет контакт с этой эмоцией. Все это делает Теда принимающим и поддерживающим 24 часа в сутки, без исключений и выходных. 

Мы три сезона наблюдаем за тем, как рядом с тренером Лассо оттаивают и лечат свои раны отвержения разные люди: тяжело переживающая развод его «типа босс» Ребекка, скрывающий уязвимость за брутальной агрессивностью капитан Рой Кент, страдающий от нарциссической травмы и непринятия отцом талантливый футболист Джейми Тартт.

Быть рядом с Тедом — все равно что быть безусловно любимым, вот только у этого есть цена

Тед помогает и поддерживает не из избытка ресурсов, но из их дефицита — сам он переживает тяжелый личный кризис и развод. Его отношения рухнули, и в этом нет ничего удивительного: рядом с Тедом, запретившим себе все негативные эмоции, партнерше сложно разрешить себе их чувствовать.

В любой паре бывают моменты, когда мы раздражены или злимся на любимых, но делать это в отношении человека вроде Теда — значит чувствовать себя злодеем почти постоянно. Оставаться в равном честном диалоге с тем, кто видит в себе и мире только светлую сторону, — тоже нелегко. Вероятно, Мишель, бывшая жена Теда, столкнулась с чем-то подобным.

Пиарщица футбольного клуба «Ричмонд» и бывшая модель Кили Джонс называет «любовной слепотой» ситуацию, когда все яркие «красные флаги» в отношениях кажутся зелеными. Например, когда мы не замечаем, что партнер не просто оказывает нам внимание, делая подарок, но покупает нашу лояльность, делает нашу переговорную позицию в отношениях слабой, — такому человеку сложно сказать, что что-то идет не так. 

Тед не нарушает баланс в отношениях с людьми осознанно. Но когда он сможет отличить собственную доброту от желания угодить, а также поймет, какими ресурсами он на самом деле обладает и где они заканчиваются, — только тогда стоп-знаки в отношениях с ним по-настоящему станут ярко-зелеными.

«Тед Лассо»: чему нас научил заключительный сезон самого жизнеутверждающего телешоу
Фото
Кадр из сериала «Тед Лассо»

«Дисморфия таланта», или как люди переоценивают свое дарование

Слово «дисморфия» обычно используется в отношении тела: у человека искажено свое представление о нем. Он кажется себе безобразно некрасивым — не таким, каков он на самом деле. В сериале такое искажение касается представления человека о собственных профессиональных данных.

Агрессивность и упорство — качества, которые дают множество преимуществ в карьере. Но если все ограничивается только ими, стоит ждать беды. Шенди, ассистентка Кили Джонс, ярко показывает нам, как в реальной жизни мог бы выглядеть эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение низкоквалифицированных сотрудников и их неадекватная реальности уверенность в себе.

Сценаристы «Теда Лассо» идут дальше — делают искажение представлений о себе этическим. Шейди не просто бесталанна, она регулярно промахивается с аудиторией, не чувствует моральных принципов и границ. Она самозабвенно зарабатывает деньги и в этом процессе нет ничего, что могло бы ее остановить. Даже здравого смысла.

«Тед Лассо»: чему нас научил заключительный сезон самого жизнеутверждающего телешоу
Фото
Кадр из сериала «Тед Лассо»

«Дряньц на велом коне», или почему предсказания не сбываются

Как говорил философ Мик Джаггер, мы не всегда можем иметь то, что мы хотим. Финальный сезон «Теда Лассо» показывает нам, что мы даже не всегда знаем, как может выглядеть то, что нам нужно. Полагаясь на общественные ожидания, человеку легко упустить, в чем же именно его потребности.

Так, Ребекка всю жизнь была заложницей традиционных представлений о семье и материнстве. Она ждала, когда в ее жизни появится принц на белом коне, заверит ее в ее неотразимости и они будут жить долго и счастливо. Ирония в том, что ничего из этого не произошло, пророчества остались пустыми («дряньц на велом коне»), а реальный сценарий превысил все ее ожидания.

Условие всего одно — стать принцем на белом коне для себя самой и, как бы ни было сложно, расслышать свои подлинные желания

Найти свою позицию — значит наконец-то ответить неверному мужу на равных и отказаться от возобновления токсичных, разрушающих отношений. Стать матерью можно не только родив ребенка, но также усыновив его или, как в случае Ребекки, взять под опеку огромную семью фанатов команды «Ричмонд».

Блистательная футбольная мамочка, она находит свое счастье, упав с моста в озеро в Амстердаме, но лично для нее это самый лучший из всех возможных сценариев.

«Тед Лассо»: чему нас научил заключительный сезон самого жизнеутверждающего телешоу
Фото
Кадр из сериала «Тед Лассо»

«Спасибо — и пошла ты», или как правильно сепарироваться

Не теряет своей актуальности тема сепарации взрослых детей от относительно незрелых родителей. Герои видят отделение и возможность занять независимую позицию через благодарность и грубоватую претензию. Первая не позволяет обесценивать вклад родителей в нашу жизнь, вторая — уйти от примитивной идеализации их самих и тех усилий, которые они совершали. Отделить одно от другого: взять то, что необходимо, и отказаться от чуждого. Это становится признаком настоящей эмоциональной зрелости и хорошим результатом личной терапии.

Хотя, конечно, к форме подачи могут быть вопросы

Разговор Теда и его матери — невиданная ранее обоими степень искренности. Мы видим главного героя, который способен не только любить и благодарить ее, но также честно сказать о том, как сложно было переживать гибель отца без права выражать свои чувства. Для юного Теда в день отцовской смерти перевернулся целый мир, а мать приняла решение жить так, будто ничего не случилось: она оставила мальчика переживать трагедию в одиночку.

Для главного героя открытый разговор стал большим шагом, поскольку так он впервые показывает неудовольствие, проводит границу. А еще это дает ему новый опыт: таким его могут принимать тоже. Отдадим должное матери Теда, которая годы спустя готова услышать тяжелые для нее слова и не разрушиться. Контакт с сыном — самая большая ценность.

«Тед Лассо»: чему нас научил заключительный сезон самого жизнеутверждающего телешоу
Фото
Кадр из сериала «Тед Лассо»

«Hey Jude», или как поддержать ребенка при разводе родителей

Один из самых удачных творческих приемов третьего сезона состоит в том, что в ситуации с разводом главного героя фокус будто смещается и переходит на Генри, его сына. Помнить о том, что большие изменения переживаем не только мы сами, но и наши дети, — пожалуй, центральное послание шоу.

Переживая новый роман и потенциальную помолвку бывшей возлюбленной, легко забыть о мальчике, который не сможет один пройти через расставание родителей. Справиться со шквалом эмоций нелегко, а обиду и гнев кажется естественным переложить на более слабого — так в попытке обрести контроль над собственной жизнью Генри становится зачинщиком травли в школе. Он пока слишком мал, и у него нет инструментов адаптироваться к большим переменам без помощи старших.

Теперь эта семейная драма — часть его личной истории, а психологические ограничения и защиты родителей определят жизненный опыт, который он получит, и выводы, которые сделает

Не оставлять сына переживать потерю привычного мира одного — проявление настоящей родительской позиции для Теда, а еще изменение семейного сценария. И в этом он совсем не похож на свою мать.

Лейтмотивом такого единения и признанием в любви становится популярная песня The Beatles — та самая, которую Пол Маккартни написал для сына Джона Леннона, чтобы поддержать мальчика, переживающего развод родителей. Ее же с упоением поют Тед, тренер Борода и Генри в парке Ричмонда — все вместе.